Опубликовано: 1851

Юбилей отмечает создатель первого советского фильма-катастрофы Александр Митта

Юбилей отмечает создатель первого советского фильма-катастрофы Александр Митта

Ему 28 марта исполнилось 80!

С праздником режиссёра и сценариста поздравил Владимир Путин.

За свою карьеру Александр Наумович снял более полутора десятков фильмов. Работу он не оставляет и сейчас: в ближайших планах фильма о художнике Марке Шагале.

Свой день рождения Митта по традиции отметит на сцене Московского Дома кино, где пройдет его творческий вечер.

"Любой момент в моей жизни укладывается в простую вещь. Муза усаживает меня за столом, не дает покинуть и говорит: ты должен это сделать. Я говорю: Не хочу, устал! Она говорит: Надо!" - рассказывает кинорежиссер, сценарист, продюсер Александр Митта.

Ему проще нарисовать, чем рассказать. Никогда не расстается со своей перьевой ручкой. В голове у Александра Митты сотни картинок, которые превращаются в сценарии, а потом в фильмы. Чудом сохранились раскадровки "Сказа про то, как царь Петр арапа женил". Обычно, закончив съемки, режиссер их выкидывает.

"Вот граф танцует. По нему ударил молот и он превратился в карлика..." - рассказывает юбиляр.

Митта часами может говорить об искусстве, и именно живопись часто вдохновляет его на творчество. Удивительно, что фильм о художниках: Шагале и Малевиче он снял только сейчас.

"Я люблю Шагала очень. Он нежный, он очень человечный. Художник, которого хочется иметь на стене и бесконечно долго на него смотреть. А Малевич это художник, которого надо иметь в мозгу", - говорит Александр Митта.

Этот молодой человек в очках буквально ворвался в кино. Его дипломную работу "Друг мой, Колька!" посмотрели 24 миллиона человек. Один из первых фильмов "Звонят, откройте дверь" с юной Леной Прокловой получил Венецианского Льва. А потом была картина "Экипаж", которую назвали первым в СССР фильмом-катастрофой.

"У нас не было даже формулы такой, катастрофы, мы не знали. Сказку сделали, самолет превращается в сказочный ковер-самолет, который может унести от беды. Нефть - это был образ дракона, который льется сверху и сжирает сам себя", - рассказывает Александр Митта.

Этот талантливый сказочник все, как бы сейчас сказали, спецэффекты, придумывал сам. Чтобы из макетов не больше метра и списанных самолетов создать блокбастер.

"Сегодня могли бы взять много всяких этих патентов. Мне нужно было, чтобы огонь шел за самолетом и как бы кусал его, хватал за хвост. И придумали такую тележку: выбрасывается пламя и как будто кусает", - рассказывает Александр Митта.

Он любит открывать новые имена или показывать уже известных актеров в неожиданном свете: как Алексея Гуськова в роли злодея и в то же время трагической фигуры, или Ренату Литвинову в роли жены военного в фильме "Граница. Таежный роман".

Как снимать новое и интересное кино, секретами своей профессии он с удовольствием делится с молодыми кинематографистами.

"Я ограничиваюсь, жестко ограничиваюсь: только ремесло. Потому что талантов много, профессионалов мало. Что стоит между талантом и профессионалом? Умение" - убеждён Александр Митта.

Сегодня Александр Наумович работает над монтажом фильма "Шагал-Малевич", премьера ожидается осенью, и одновременно над новым сценарием. О чем картина, режиссер пока не рассказывает. Не устает повторять, работа и есть его жизнь. И именно она задает это постоянное движение вперед.

"Знаете, в картине "Экипаж" есть такой персонаж, который для меня является метафорой моей жизни. Когда самолёт опустился, то его на коляске вывезли и тащат его на носилках. И он вскакивает с носилок и кричит: "Я живой!" И бегает вокруг, и кричит: "Я живой! Я живой!" Вот это то, что я хочу донести в любой картине. Что, ребята, я еще не чучело!" - говорит Александр Митта.

Загрузка...