Опубликовано: 4886

Выставка картин Куата Аскарова в Астане

Выставка картин Куата Аскарова в Астане

Выставка картин Куата Аскарова прошла во Дворце Мира и Согласия в Астане.

Художников вокруг много, но запоминаются имена единичные. Произведения Куата Аскарова в столице впервые увидели в 2006 году. Они произвели тогда сильнейшее впечатление, и на новую встречу с мастером из Темиртау зрители спешили с радостным нетерпением: чем удивит художник на этот раз?

Первая выставка под названием «Степная сага» запомнилась оригинальной интерпретацией мотивов и образов казахской традиционной культуры: мир номадов художник попытался увидеть через предметы, которые окружали их испокон веков. Поэтому на картинах домбра, казан, седло, камча, асык, кобыз, меч были огромными, а люди – маленькими, однако «густонаселенность» каждого полотна позволяла «рассказывать» сразу десятки историй.

Подобная игра с размерами выгодно дополняла масштабность замысла. Перед зрителями предстала эпическая степная сага, которая «звучала» мелодиями народных песен, строками преданий, заставляла вспоминать приемы изображения «народной массы» Брейгелем, произведения Свифта и отражала динамичный, гармоничный и свободный мир кочевников.

В обширной новой экспозиции «Жетi қазына» есть полотна, написанные в фирменном стиле Куата Аскарова – фантастического и вместе с тем «земного» реализма, в узнаваемых теплых охристо-коричневых тонах. У картин «Беташар», «Казак куреси», «Священный казан» (степной раблезианский пир!), «Земная колыбель», «Путь к Солнцу», «Степной Икар», «Шанырак», «Суинши» зрители застывали надолго, делясь впечатлениями, наблюдениями, оценками, задавая бесконечные вопросы: откуда в степи взялась испанская каравелла? или белый конь из папье-маше? и почему юрта так похожа на НЛО?..

Земное и небесное по воле художника перемешалось, усиливая мифологическую и космогоническую символику образов: появились крылатые кони (настоящая ода Тулпару!), летающий кобыз, паруса на парящих кораблях расписаны национальными узорами, из купола шанырака ввысь устремляется волшебное «Древо желаний»...

Поразительным оказалось и то, что другая часть экспозиции, которую составила серия «Аул-ностальгия», была будто написана другим автором. Никакой фантасмагории, многозначности, полетов во сне и наяву. На этих картинах все предельно просто: ребенок делает первый шаг, будущего джигита первый раз сажают в седло, у колодца идет неторопливая беседа, мужчины заняты заготовкой сена или зимней охотой, женщины – приготовлением баурсаков. Даже «Сказка» совсем не волшебна: возле юрты мать готовит в казане еду, рядом, взяв домбру, присел отец, и к нему сразу пристроились ребятишки, чтобы послушать знакомые любимые истории.

– Художник должен меняться, и каждая новая выставка должна отличаться от предыдущей, – объясняет Куат Аскаров.

В детстве каждым летом будущего живописца отправляли в аул, где его приводило в восхищение все: природа, люди, размеренный быт, возможность скакать на лошади по жаркой степи. «Став взрослым, я часто ощущаю ностальгию по тем временам, людям, отношениям, – говорит К. Аскаров. – Я очень трепетно отношусь к этим работам, среди них нет случайных, все они написаны с душой...» Эти небольшие картины лиричны, теплы, а поэтизация обыденного естественна и трогательна.

Заслуживает внимания также лаконичная абстрактная графика художника, а четыре варианта сюжета «Кокпар», выполненные в разных техниках, способны удивить и профессионала, и любителя.

С Куатом Аскаровым интересно общаться. Как и положено настоящему художнику, он немногословен. Но если удается его разговорить, то можно узнать, как рождаются его «свифтовские» полотна. «Работаю иногда месяц, иногда два, всегда только над одной картиной, – тихим голосом отвечает на вопросы мастер. – Вначале нужно найти предметный центр композиции, а потом начинается импровизация. Что-то подсказывает мне, где должны находиться люди, что им делать».

Обезоруживающе-обаятельно улыбается Куат Аскаров, когда его спрашивают, где создаются, хранятся его произведения, где в Темиртау можно их увидеть:

«Мастерская, как у многих, это квартира, где изымается одна комната, как правило, зал. Семья понимает и терпит, а я счастлив, когда работаю».

– Обязательно напишите, что картины Куата Аскарова достойны украшать залы музеев! – просят зрители-собеседники, увидев диктофон. Выполняю их просьбу с удовольствием и огромной благодарностью к большому художнику Куату Аскарову за его творчество. Он обладает редкой работоспособностью и требовательностью к себе. Избегает громких слов, слегка смущается от похвал и уверен, что просто должен делать свое дело. И Куат Аскаров делает его – талантливо и вдохновенно.

Автор: Наталья Курпякова
Фото: Игорь Бургандинов
Источник:
Казахстанская правда 

Загрузка...