Опубликовано: 1971

Все средства хороши («Уроки Гармонии»)

Все средства хороши («Уроки Гармонии»)

В Алматы 5 декабря в кинотеатрах киносети «Арман» в ограниченный казахстанский прокат вышла долгожданная дебютная картина Эмира Байгазина «Уроки Гармонии» («Асланның сабақтары»), производства киностудии «Казахфильм».

Посмотрев этот фильм, который, наконец, дождались все те, кто знает толк в авторском кино, я старалась переварить его с шокирующим меня послевкусием.

Надо признать, режиссер Эмир Байгазин со своей дебютной работой и со всем творческим коллективом вполне заслуженно получал различные награды кинофестивалей  мирового уровня («Уроки Гармонии» - обладатель нескольких десятков фестивальных наград, включая «Серебрянного медведя» за лучшую операторскую работу), потому что фильм стоящий: это не привычное кино для восприятия, это не такой фильм, к которым привыкла избалованная американскими блокбастерами публика. Это глубокое, философское и, самое главное, жизненное кино.

В центре - актуальная проблема, которая существует, наверное, еще с середины 90-х. Проблема повседневности, которую никто не выкорчевывает, а она все глубже вплетается корнями в социум. Я говорю о детской и подростковой жестокости. И о безразличии взрослых.

«Уроки Гармонии» - это фильм о попытках подростка доказать себе и другим, что он не хочет подчинятся тем, кто, возможно, сильнее его. Не желая быть таким  как все и став изгоем, 13-летний Аслан живет в своем собственном мире, где нет лицемерия и лжи, и ищет гармонию в окружающей действительности, где общество ежедневно варится в жестокости, насилии и крови.

И я задалась вопросом: А стоит ли показывать картину молодежи, нашему подрастающему поколению? Поймут ли они то, что хотел донести до нашего разума режиссер? Еще как стоит! Этот фильм должен научить подростков, их родителей, педагогов, окружающих, что зло идет по кругу, и оно возвращается с удвоенной силой, и зло будет наказано.

Лента очень тяжелая для восприятия. Первые кадры водят в шок: подросток Аслан совершенно спокойно убивает барана, и с таким же спокойствием продолжает вытаскивать наружу его кишки. Какой по счету этот баран, с которым он так легко разделывается? Причем лицо мальчика не выражает никаких эмоций. Замкнутый ребенок на протяжении всего фильма терпит унижения своих сверстников с тем же выраженим лица, с которым потрошит тушу зарезанного им животного. Он все время спокоен и невозмутим. На грубость никогда не отвечает грубостью, а терпеливо несет свой крест. При этом шаг за шагом вынашивая план мести.

Восьмиклассник из аульной школы, проходя ежедневно через семь кругов ада, каждый раз, придя домой, совершает своего рода катарсис, используя для этого воду как символ очищения. Замкнутый ребенок не прощает своих обидчиков и не стремится мириться с ситуацией, а решает очистить общество своим методом.

И достойно терпит пытки ради освобождения своей совести и облегчения души.

Загрузка...