Опубликовано: 667

Внимание! В городе маньяк!

Внимание!  В городе маньяк!

На Камерной сцене Государственного Академического русского театра для детей и юношества им. Н.Сац премьера – спектакль  по пьесе известного турецкого  писателя-сатирика  Азиза Несина «Убей меня, голубчик!»

Всего три действующих лица. Фабула проста и  абсурдна. Две немолодые женщины, давно похоронившие мужей, узнают,  что в их городе появился маньяк,  который заходит в квартиры немолодых женщин, насилует и душит их…. Жизнь наших героинь  так скучна и беспросветна, что, вместо того, чтобы покрепче  закрыть дверь на засовы, они… ждут маньяка - в надежде, что он хоть как-то скрасит их существование.
Кажется, что может быть нелепее?

Сначала я расстроено вздохнула:  ну вот очередная комедия положения, развлекающая зрителя. Можно было бы содержание спектакля свести к анекдоту, помните,  «повезло ей, изнасиловали…», но в ТЮЗе получилось гораздо серьезнее и интереснее.

Данный спектакль -  об одиночестве  маленьких людей в большом городе в условиях нынешней  глобализации…  Пьеса, написанная драматургом  40 лет назад, оказалась актуальна и сегодня.
В самом деле, что в наше время  делать одинокому пенсионеру? Куда податься,  с кем поговорить? Индустрия развлечений сегодня служит молодым…

В связи с этим я вспомнила, что в Лондоне, рядом с домом, где я жила во время короткой поездки в Великобританию, находился Дом культуры, куда сходились пенсионеры со всей округи: общались, играли в шахматы,  другие игры…   Я уже не говорю о многочисленных английских  пабах, где за длинные столы усаживаются люди всех возрастов, пьют пиво, разговаривают, слушают концертные выступления…  Для нас это сегодня удивительно.

Жизнь одинокого пенсионера в городе, да и селе сегодня не только тосклива, но и  опасна. В нынешних газетах печатается  немало сообщений о том, как к одиноким людям под видом работников собесов, коммунальных служб приходят мошенники и обкрадывают их до нитки (хорошо, если не убивают, хотя случается и такое). Маньяк,  увы, актуален и сегодня…

Но вернемся к спектаклю. Главная героиня – Хозяйка  (заслуженная артистка Республики Казахстан Татьяна Тарская)  страдает от одиночества. Ее муж – генерал – утонул в ходе боевого сражения, и вот уже 14 лет она живет  одна. На видном месте в комнате  –  его  манекен – в парадном мундире и сапогах,  с которым она время от времени разговаривает, ссорится, которого ревнует к соседке  и даже…  делит с ним  супружеское ложе… 

Татьяна Тарская не боится в начале спектакля изобразить старую женщину без всяческих прикрас, чтобы потом, надев легкомысленный наряд из очень далекого прошлого,  превратиться   в забавную кокетку средних лет… И мы еще раз убеждаемся, что женщине столько лет, сколько ей хочется, сколько ей в душе…  Героиня Тарской  между манекеном- мужем и маньяком храбро  выбирает…  маньяка.
Под стать Хозяйке - ее подружка, соседка (арт. Наталья Бардина), которая  конкурирует с ней в погоне за сердцем случайно зашедшего в дом мужчины, проверяющего на кухне газовые плиты. Соседка тоже нашла свой выход из одиночества. Она пишет сама себе письма от лица поклонников и… отказывает им.  Арт. Ильяс Турманов  в роли  контролера- газовщика  нелеп, неловок, некрасив и, конечно, меньше всего похож на маньяка, а уж тем более - на героя-любовника…

В спектакле много смешных ситуаций, зрители смеются, впрочем, с привкусом горечи, что вполне  соответствует выбранному жанру – на программке написано «трагифарс».

В спектакле есть тема, привнесенная  в пьесу именно алматинским  ТЮЗом, такое своеобразное «послевкусие».  Я лично после спектакля думала о том, что жизнь наша, в общем-то,  такая, какою мы хотим ее видеть, какою  делаем ее сами. И как часто мы забываем, что жизнь наша единственная и неповторимая, другой не будет… И если государство  почему-то не особенно  желает вмешиваться в нашу жизнь, помогать нам, мы  должны творить свою жизнь  сами, раскрашивать ее, как  можем…

Думаю, в  первую очередь  мысль эту до нас доводит главная героиня  спектакля, роль которой замечательно исполняет актриса  Татьяна Тарская. В этой пожилой, казалось бы, списанной со всех счетов женщине, ощущается масштаб личности, жажда жизни, поэт, если хотите…  Даже горе-газовику, пенсионеру, давно забывшему о том, что он мужчина,  на какое-то время она  умеет внушить чувство собственной значимости…  (Вот уж по истине,  мужчина таков, каким его делает женщина.)
Эта роль актрисы в чем-то перекликается с другой ее очень удачной  ролью  Мод в спектакле «Гарольд и Мод».


Думаю, спектакль – удача режиссера Султона Усманова. При минимуме декораций здесь много интересных сценических находок. «Живой» портрет на стене, стол в разных ипостасях, мундир с сапогами вместо мужа…   

На Камерной сцене играть, как известно, и легко и сложно. На большой сцене ставить спектакль постановочно сложнее, труднее удерживать внимание зала, более сложны конструкции, зато на малой – важна актерская самоотдача, актер находится рядом с тобою,  и играть вполсилы невозможно, нужно выкладываться на сто процентов. … 

Я обратила внимание на то, что в спектаклях Усманова  истина, как правило, не лежит на поверхности, до нее надо додуматься самому, это хорошо для мыслящего взрослого зрителя и для юного тоже, хотя ему для этого  иногда требуется помощь взрослого…

Можно было бы назвать спектакль не очень тюзовским, хотя камерная сцена позволяет, кажется, все. В зале сидели достаточно взрослые зрители,  но  думаю, и молодым зрителям, только начинающим жить, здесь есть, над чем задуматься. Словом, идите на спектакль, не пожалеете.

Загрузка...