Опубликовано: 2 1452

В Караганде завершился театральный фестиваль

В Караганде завершился театральный  фестиваль

Три дня горячих дискуссий по проблемам эксперимента в режиссуре современного театра, три дня напряженной работы артистов и жюри, три дня поиска единственного ответа на вопрос «Что называть экспериментальным спектаклем и что непосредственно указывает на это?» - все вместилось в работу фестиваля, проходившего в Караганде.

Артисты, режиссеры и зрители участвовали не только в обсуждении, не только наслаждались происходившим на сцене, но получили уникальные мастер-классы от самого жюри, в состав которого входили мастера, профессионалы своего дела, подчас даже неоднозначно относившиеся к оценке того или иного спектакля коллегами по цеху.

Это говорило о процессе, ценность которого понимает каждый заинтересованный в будущем театров Казахстана. Не просто спектакль для услады публики, не только возможность режиссеру самоутвердиться или подчиниться требованию, а создание такого действа на сцене, способного будоражить умы и не оставлять равнодушными сердца пришедших в зал.

Мастер-класс Дамеш Арынгазиевой был направлен на проблему поиска «человечного в человеке» как основной существующей реальности в театре, старающегося переключиться на авангардизм. Но как научиться быть творческими, подготовленными, чтобы жить на сцене, а не притворяться.

Необходимость перехода к театру «переживаний» встает перед каждым режиссером, потому что артисты не будут работать без импровизации, слепо выполняя лишь волю постановщика и постепенно становясь марионетками. О «живом» театре, театре «для головы и для сердца» вел разговор на своем мастер-классе Болат Атабаев. Конечно, «театральное искусство условно, но просто копировать жизнь, как она есть, не является искусством. Уходить от стандартов, чтобы в театре преобладали поисково-экспериментальные тенденции – будущее театра, который хочет развиваться». С этим нельзя не согласиться, может, поэтому в представленных на фестиваль спектаклях искали эти акценты, но… не всегда находили. Так, в конкурсной работе («Чистилище» К.Ыскак) молодого Павлодарского областного казахского драматического театра имени. Ж.Аймауытова (театру всего 12 лет) было больше традиционного, нежели инновационного.

Почти пятьдесят минут сплошного текста при полном отсутствии действия не сыграли на имидж постановки, а оставшиеся полчаса не смогли развить действие до кульминации и оставить «момент истины» для самого зрителя. Трагикомедия (так определен жанр спектакля) – очень сложный синтез двух противоположных концепций, и в постановке они должны скользить на самой верхней пронзительной ноте весь спектакль, иначе само напряжение, сама экспрессия эмоций и чувств будет неестественной. Иногда этого удавалось достичь, но большая часть времени отведена на совсем ни к чему не стремящиеся диалоги. Хотелось увидеть истинную скорбь и разочарование, а оптимистичность «вечного» чувства так и осталась декларацией, потому что поиск любимой уже в том мире не нов, а уходящие вместе в бесконечность души смотрелись несколько искусственно.

Мистика, которую пытался передать Ерен Тойкенов, прекращалась, как только герои проходили сквозь двери времени, отороченные разноцветной, китайского производства, светящейся обводкой. Хотя сценография Р.Стыбаева приятно поразила, особенно четко переданным течением времени в полуразрушенных, показывающих разное цифровое обозначение, циферблатах. Но были нюансы, которые все же бросались в глаза своей ненужностью пребывания на сцене: занавешенные то ли картины, то ли зеркала, так и «не выстрелившие», а спокойно «уехавшие» вверх при смене композиционной структуры декорации.

Молодой режиссер Ерен Тойкенов старался создать своеобразный мир живых с мистическими эффектами мира потустороннего, но кроме морали и ответов, уже сформулированных на сцене и поданных в зал, к большому сожалению, ничего не получилось. Но режиссер молод, впереди возможностей много, а необходимость уйти от заранее заготовленных трактовок еще есть.

 Правильно отмечено жюри, что молодежь должна учиться и на таких фестивалях, потому что есть уникальная возможность преломить свое творчество сквозь миропознание и приоритеты коллег по цеху. Спектакль Петропавловского казахского музыкального театра драмы имени С.Муканова «Down way» отличался и действием, и отсутствием открытой морализованности. Некоторые дуэты (а именно на принципе появляющейся пары рассматривалась их реакция на увиденное на дороге сбитое тела человека-ангела) достаточно приземлено выполняли свою функцию, всегда точно копируя реальность в несколько утрированных и нарочито преувеличенных формах. Особых чувств и эмоций спектакль не вызвал, рассчитан скорее на публику маловозрастную, которую следует «учить» жизни. Но уроки, может, и принесут пользу, если убрать частично используемую ненормативную лексику и постоянно присутствующие на сцене сигареты.

Не хватило эстетики, той о которой говорил Болат Атабаев: «Театр – не воспитательный орган. Эстетическая функция искусства не заключается только в просмотре предложенного. Нужна такая подача, о которой говорил Абай, т.е. через разум и душу сердцем принять и понять. Тогда что-то изменится». С этим нельзя не согласиться, потому что искусство - мощный стимул что-то менять в себе в лучшую сторону, но только если ты все прочувствовал и задумался над бренностью существования. 

Фестиваль высветил и творческие режиссерские работы. Особым откровением были спектакли «Бочка», «Горе от ума» и «Ричард III» Карагандинского театра им. С.Сейфуллина. Находок и параллелей в них было предостаточно. Конечно же, поразителен был и спектакль театра имени.К.Станиславского «Поднимем занавес, когда взойдет луна» в постановке Бекмухамета Киекбаева. Это необычная яркая пластическая драма. Как отметила Дамеш Арынгазева, «просматривается подход к человеку с точки зрения истории жизни.

Люди становятся животными, скорее всего в тот момент, когда инстинкты преобладают». Хороша пластика на протяжении всего спектакля, зритель без слов прекрасно осознает, о чем идет речь. Конечно, от «Чайки» А.Чехова остались только взятые и искусно продемонстрированные монолог Треплева и суждения героев о театре. Но сам тот процесс трансформации этого классического материала в современность поражает. Режиссером проделана, действительно, замечательная работа по иносказанию и переосмыслению исходного материала без его уничижения и оторванности от контекста. Новый взгляд на театр и на мир!

Награждение лауреатов фестиваля было торжественным. Диплом «За лучшее пластическое решение» получила хореограф Лаура Ибраева за работу в спектакле «Поднимем занавес, когда взойдет луна». Лучшим актерским ансамблем признан ансамбль артистов Нартая Сарсенбаева, Мурата Кусаинова и Маншук Айтмухабетовой из Петропавловского театра им. С.Муканова. Дипломом «За лучшую режиссерскую работу» отмечена Алия Баймаханова , а активный творческий поиск отметило жюри у молодого режиссера Бекмухамета Киекбаева. В номинации «Дебют» диплом получил Рустем Жаныаманов, а приз зрительских симпатий отправится в Астану в театр им. К.Куанышбаева. Карагандинский казахский театр им.С.Сейфуллина, организатор фестиваля, в 80-летнему юбилею отмечен Почетной грамотой СТД Казахстана.

Фестиваль прошел, но оставил после себя много вопросов. А это значит, что все продемонстрированные в нем постановки казахстанских театров – движение вперед. Наш театр развивается, благодаря не только маститым режиссерам, но и молодым талантам, которые практически уже входят в театральную элиту Казахстана.
 

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

Зулкарнай Сакиулы 08.06.2012

Спасибо автору статьи Наталии Инжевской, затронувшей в небольшом материале самые актуальные проблемы современного театра так заинтересованно, умно.Зулкарнай Сакиулы. писатель-переводчик

Алла В. 09.06.2012

Большое спасибо Наталье Инжевской за ее материалы на этом сайте. Читаю ее каждый раз, внимательно слежу, так как мы - землячки. Достойнейший журналист, спасибо Вам за любовь к людям и к тому, что они делают!