Опубликовано: 1168

В Астане открылась персональная выставка Ясенки Тучан-Вайан

В Астане открылась персональная выставка Ясенки Тучан-Вайан

В столичной галерее Has Sanat открылась выставка французской художницы Ясенки Тучан-Вайан.

В экспозицию включено свыше 90 работ в различных техниках: это гобелены, малая скульптура и графика из особой бумаги, созданные в разные годы. Об этом пишет газета «Казахстанская правда».

Уроженка Славонского Брода (Хорватия), она окончила академию художеств в Загребе, затем в Риеке, а после прохождения стажировки в знаменитом Центре ткачества во французском Обюссоне создала собственную ткацкую мастерскую.

Будучи супругой французского дипломата, Ясенка побывала во многих странах: Филиппины, Южная Корея, Польша, Болгария, Словакия, США, Италия, Объединенные Арабские Эмираты, Греция, Бельгия – вот география ее творческой биографии. 

В Астане у франко-хорватской художницы это уже вторая персональная выставка (первая была в 2011 году в Музее современного искусства), и обе были названы «Путевые заметки». И это не случайно, ведь, проживая долго ли, коротко ли в разных странах, Ясенка Тучан-Вайан как истинно творческий человек изучает в первую очередь культуру народов мира, и все знания и впечатления находят отражение в ее работах. Так, в нынешнюю выставку включены гобелены «Ливанский дом» и «В Ливане», «Восточный сон» и «Уголок Ливана», «Солнце Греции» и, конечно, «Степи Казахстана», а также изделия из бумаги «Боровое», «Цветы Тамгалы», «Солнце Чарына», «Астана», «Юрта», «Наурыз»… Повсюду она находит интересные, неординарные темы.

Выразительные средства, ею избранные, тоже весьма необычны – будь то гобелен, малая скульптура или работы из бумаги. При этом очень трудно дать определение последним – это не знаменитые миниатюры оригами или киригами японцев, это не инсталляции из огромных ватманских рулонных листов. По фактуре они напоминают велюровую бумагу, по исполнению очень похожи на тонкие кошмы и потому близки сердцу казахского зрителя.

Видимо, не случайно казахстанские темы Ясенка Тучан-Вайан в большинстве случаев «решает» именно в этой технике. Бумагу она выворачивает вручную, в соответствии с древними традициями, которые в некоторых странах сохраняются до сих пор. Конечно, не как в незапамятные времена – в чане над очагом, и не из первоначальных ингредиентов, но все же. При этом художница может по необходимости добавить кое-какие растительные элементы в основу, что придает ее работам особую выразительность.

Скульптуры Тучан-Вайан, напротив, очень небольшие, вопреки привычному представлению – не выше 20–30 сантиметров. Отливаются они чаще всего обобщенно, без излишней детализации, подробно изображаются лишь головы людей, а тело дается в форме небольшого колокола. Зато ничто не отвлекает от главного – выразительности лица.

Нередко Ясенка готовит парные скульптуры, и тогда ее персонажи «общаются» между собой, а в этом случае важно даже расстояние между ними. Порой она изображает птиц или животных, и в этом случае также важной составляющей в ее работах становится диалог: если это два-три персонажа – то между ними, если одиночный – то со зрителем.

За пределами вернисажа о Ясенке можно сказать много и других добрых слов. Пребывая в разных странах, она стремится везде открывать художественные школы для сирот, ребят из малообеспеченных семей и детей-беженцев. В 2000 году Польский комитет ЮНИСЕФ присвоил ей титул посла доброй воли, а Болгарское агентство по делам беженцев при ООН удостоило ее особой награды. Верна художница себе и в Казахстане: сегодня художественная школа Ясенки работает в Астане.


 

Загрузка...