Опубликовано: 532

Театральная галактика по имени Георгий Товстоногов

Театральная галактика по имени Георгий Товстоногов

95 лет исполнилось сегодня со дня рождения великого театрального мастера Георгия Александровича Товстоногова. Стиль его руководства называли «просвещенной монархией» и «добровольной диктатурой».

Не секрет, что Товстоногова боялись, но в то же время очень любили. Ему удалось создать одну из самых блистательных трупп в мире, а его эпоху в Большом драматическом театре считали «золотой». Впрочем, она продолжается и по сей день на сцене БДТ и в работах его знаменитых учеников. Рассказывают «Новости культуры».

Ученики Товстоногова все время пытаются изменить школе мастера, ее определенности и разумности, но не удается. Они по-прежнему остаются обладателями «товстоноговского скелета», как говорит Кама Гинкас. Сегодня он и Генриетта Яновская вспоминают, как Товстоногов репетировал «Трех сестер». Им одним из немногих посчастливилось это увидеть.

«Вот это была школа! Он задавал вопросы артистам по взаимоотношениям, по обстоятельствам, по поступкам. И ты понимал, насколько примитивно, не по-чеховски ты мыслишь. Насколько оригинален Чехов, насколько он авангарден. А Товстоногов знал это и пытался открыть», – вспоминает Кама Гинкас.

До сих пор ученики Товстоногова – ныне известные режиссеры – поражаются тому, как он мог оживлять своих персонажей. Передать такое знание невозможно. Товстоноговская школа – это на уровне подсознания.

«Он говорил одну фразу: "Артистам нельзя показывать". Ровно через полторы минуты он надевает кепочку, приклеивает папироску к губе, выходит, показывает. И мы просто лежим от того, как он показал. Нет здесь одного закона. Он демонстрирует полное владение законами и постоянное их нарушение», – говорит Генриетта Яновская.

О его знаменитых постановках – «Оптимистической трагедии» и «Мещанах», «Идиоте» и «Варварах» – до сих пор вспоминают, как о чем-то совершенном. Возможно, потому, что все и всегда выкладывались по полной. Создатель уникальной труппы БДТ и максималист в профессии, Товстоногов требовал того же и от коллег.

«Задачи, которые он ставил, были очень трудные, но они были интересные. Некоторые можно было решить только с испугу», – замечает главный художник БДТ Эдуард Кочергин.

«Дачники, как рыбки в аквариуме, у них нет никакого заземления», – пишет Горький. Кочергин по просьбе Товстоногова имитирует на сцене пространство аквариума.

«Я сделал декорации, где мы лишили актера тени. Представляете, на пандусном станке человек без тени», – рассказывает главный художник БДТ.

С актерами режиссер был строг, но справедлив. Никогда не повышал голоса на любимчиков – Лаврова и Копеляна. С остальными мог быть резок.

«Я подошел к нему и говорю: "А можно я монолог Чацкого выучу?". Он говорит: "Посмотри на себя в зеркало". Ну, я и пошел смотреть в зеркало. Он не понял, о чем я. Через три минуты он меня вызывает: "Жора, выучите монолог Чацкого". Я поражался, как он это сделал. Лучшая моя роль за пятьдесят лет в театре», – замечает народный артист России Георгий Штиль.

Его можно было увидеть или в кабинете БДТ, или в зале на репетиции. Всегда курящего и всегда работающего. Он жил в театре, и жил театром ровно тридцать лет и три года.

К 95-летию со дня рождения Георгия Товстоногова телеканал «Культура» покажет документальный фильм «Жить, думать, чувствовать, любить…»

Загрузка...