Опубликовано: 1338

Танцевальное искусство России

Танцевальное искусство России

В Караганде стартовал еще один проект директора Академического театра музыкальной комедии Амантая Ибраева – знакомство с  Государственным ансамблем  танца «УРАЛ»  Челябинской филармонии.

Пожалуй, никто сейчас и не припомнит, когда в последние десятилетия на сцене Караганды выступал танцевальный коллектив такого уровня.  Ансамбль танца «Урал» — лауреат всероссийских конкурсов и международных фестивалей, «визитная карточка», гордость Южного Урала. Он продолжает хореографические традиции, заложенные прославленным коллективом «Уральская скоморошина», в котором танцевали шестеро братьев Карачинцевых.

Один из них – заслуженный работник культуры России  Владимир Петрович – является директором ансамбля уже много лет. Почти сорокалетняя история  берет свое начало в 1979 году, когда  создавался самобытный коллектив, который  собирал, сохранял и возвращал зрителям сокровища уральского фольклора.  Все прекрасно знают замечательные танцевальные коллективы Бориса Моисеева и  «Березку», которые восхищали своим искусством страны мира.  «Урал» ничем не уступает по профессионализму и признанию, хотя создан был намного позднее, чем известнейшие танцевальные коллективы. Основу его репертуара вначале  составлял уральский танец, очень  особый,  так  как  у него характерный  хореографический почерк, подчас с такими переливами и переходами, что можно только удивляться мастерству артистов, так технично выполняющим поставленную задачу постановщика. А созданием новых хореографических композиций в то время занимался балетмейстер, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР, лауреат международных и всесоюзных конкурсов Григорий Гальперин. Сейчас у ансамбля такой же талантливый мастер -  главный балетмейстер Светлана Лукина, с которой уже познакомились ближе артисты КАТМК в 2010 году, когда она ставила в театре музыкальную сказку «Царевна-лягушка». Красноречивей всего о коллективе «Урал» скажет то, что он объездил всю России и почти весь мир, гастролировал в Москве и Петербурге, Калининграде и Петропавловске-Камчатском, в Средней Азии и Дальнем Востоке, Америке и Канаде, Швеции и Финляндии, Индии и Австралии. Громом аплодисментов заканчивалось каждое выступление ансамбля на фестивале «Русская зима» в Ленинграде, в Канаде, Болгарии,  Австрии.  Ансамбль, будучи еще совсем молодым коллективом, был дважды удостоен звания лауреата Всероссийских конкурсов в Самаре и Кисловодске. А в 1998 году на международном фестивале в Бельгии артисты «Урала» показали  самый высший класс профессиональных танцоров. 

В течение пяти лет, завершающих ХХ столетие, коллектив гастролировал по Франции и Бельгии, а ХХI век ознаменовался большими успехами на международном фестивале в Греции на острове Лефкас и  на Всероссийском фестивале национальных культур России в Санкт-Петербурге. Вся творческая жизнь ансамбля, его прошлое, настоящее и будущее  связаны с фольклорными традициями Урала,  с жанровыми картинами, построенными на местном фольклорном материале, хранящими особую  пластику, историю быта, костюма и музыки: «Бышенька», «Синеглазовские барабушки», «Пляс в распашку», композиция «Каслинское литье», хореографический цикл «Танцы народов Урала». Сейчас коллектив успешно исполняет и фольклорные, а также современные танцы народов мира, что привлекает к этому коллективу пристальное внимание. 

     Карагандинцы по достоинству оценили прославленный коллектив, который покорил их и задором  ярморочных гуляний, и широкой панорамой исконно русских плясовых, и современными ритмами планеты.  Балетмейстер-репетитор Алексей Разин рассказал интересные моменты в деятельности «Урала», коснулся и комического, что неизбежно в динамичных плясовых. Бывало, что и под сцену проваливались солисты, как это было в Италии, и через рампу перелетали я яркие бразильские перьевые уборы на международном фестивале. Но то, какой драйв испытал зритель в зале, даже и говорить не приходится, настолько артистичны  все выступающие, настолько великолепно отточены их движения в рисунке танцевальных миниатюр. По сути, каждый танец – это целый спектакль со своим сюжетом, незабываемыми солистами и прекрасными технически сложными,  но витруозно выполненными танцорами элементами.  Особенный солист, самый озорной и колоритный – это Павел Федоров. Он солировал во многих номерах и особенно пришелся по душе карагандинцам. Он с 6 лет занимается танцами, а сейчас в свои 20 – уникален, универсален. Павел говорил больше о всем коллективе, немного стесняясь похвалы в свой адрес. Но чувствовалась та необыкновенная гордость, с которой он рассказывал о танце, о партнерах, о руководстве коллективом. Мир всегда оказывается тесен! Так и артист Вячеслав Лукомский родом из Кокчетава, а сейчас замечательно танцует в «Урале». А за кулисы, чтобы увидеться спустя 36 лет, пришла карагандинка Людмила Прадан, которая начинала с Виктором Петровичем танцевать у Веры Бондаревой, а потом 15 лет была солисткой ансамбля танца «Самоцветы». Время и таланты сводят людей в искусстве, что знаменательно и что является истинным диалогом языком культуры у народов разных стран.

     Надо только один раз увидеть любой из танцев знаменитого «Урала», чтобы понять самое главное –  все артисты беззаветно преданы своему делу, они – профессионалы высокого класса и прекрасные в своем мастерстве. Весь коллектив срывал «Браво!» после каждого номера, а овации не смолкали по завершении концерта.  На следующий день «ураловцы» уезжали, оставляя нам частичку российского искусства и культуры, познакомив с сокровищницей особого казачьего, татарского и чисто русского фольклора. Удачи, вам, ребята, на будущих сценах!

Фото: Государственный ансамбль танца «УРАЛ» Челябинской филармонии

Загрузка...