Опубликовано: 1159

Спасти центуриона Квинтуса

Спасти центуриона Квинтуса

— И что мне делать?— Да, что хочешь. Лишь бы они умерли.Поучения старого легионера.

При оценке исторического кино всегда присутствуют две крайности. С одной стороны, ретивые любители истории начинают подсчитывать количество пуговиц на мундирах наполеоновских гренадеров или длину мечей преторианской гвардии, а с другой обожатели «художественной правды» плюют на всё и говорят, что «всё это неважно, главное, мол, в другом».

В чём «другом»? Вот именно эту загадку успешно разгрыз, а точнее, разрубил римским гладием британский кровавых дел мастер Нил Маршалл в античной военной драме «Центурион». Главное — это баланс историчности и динамики, решил режиссёр. И не прогадал.

Сюжет у картины, в общем-то, несложный. И главное, на этот раз никакой фэнтези. Всё сурово-реалистично, аскетично и согласно архивным документам. Самый что ни на есть реально существовавший во втором веке нашей эры Девятый римский легион за доблесть, проявленную в Кантабрийских войнах, прозванный «испанским», расквартирован в далёкой стылой Британии.

На острове неспокойно: пращуры шотландцев пикты, которые не пальцем деланы и не в богадельне воспитаны, в искреннем и кровожадном порыве громят римские форпосты шо бешеные. В одном из таких набегов, в отчаянной бойне с «синемордыми», выживает один-единственный легионер — центурион Квинтус Диас.

В это время, пораженный до глубины души возмутительным поведением туземцев, командующий «испанцами» консул Вирилиус решает, как ныне собраться, да и отмстить неразумным пиктам. Он ведёт легион в самое логово врага. К легиону присоединяется ветеран Квинтус — ему есть о чём потолковать с предводителем пиктов Горлаконом.

Вообще с этим Девятым легионом сплошная неразбериха. Историки не знают, куда он делся на самом деле, известно только, что в 161 году легиона уже не было в списках римской армии. Есть разные версии исчезновения этого воинского формирования, и Нил Маршалл излагает самую кровожадную. Ту самую, что стала основанием для серии романов Розмари Сатклифф «Орёл девятого легиона» 1954 года, а также одноимённого сериала, снятого BBC в 1977 году.

Согласно этой версии легион был увлечён пиктами в ловушку, полностью истреблён, и этот факт стал поводом для императора Адриана увековечить своё имя — построить Адриановы валы, памятник военной архитектуры.

Разгром чего бы то ни было — для автора «Псов войны» дело привычное, и Маршалл проделывает это с изрядным мастерством. Стрелы, копья, мечи, головы и отрубленные конечности — всё летит прямо на зрителя неиссякаемым потоком. Конечно, слегка попахивает прологом «Гладиатора», но вряд ли в этом стоит упрекать режиссёра — кто говорит «плагиат», мы говорим «традиция».

После разгрома легиона Квинтус и Вирилиус попадают в плен к пиктам, которые восторженно предают надменных римлян всяческим глумлениям и издевательствам. Но не тут-то было: пленные оказываются не только несгибаемыми, но и изворотливыми — совершают коварный побег. И снова погони, сражения, кровь — покой нам только снится.

Как известно, Нил Маршалл — мастер кровавых праздничных винегретов. Картошка со вкусом картошки его явно тяготит, и Нил предпочитает настругать всего побольше, нарезав это всё помельче. При этом заподозрить автора «Судного дня» в серьёзности может разве что Царевна-несмеяна. Но и на старуху бывает проруха. То, что сделал Маршалл в «Центурионе», ничем иным как чистым жанром не назовёшь. В отличие от своих героев, режиссёр никуда сбегать не собирается и следует канонам. Это вам не унылый «Робин Гуд» Ридли Скотта и не комикс из жизни спартанских геев Снайдера.

Где шутками и прибаутками, а где и кой-какой режиссурой, Маршалл создаёт захватывающее зрелище, явно выигрывающее любое соревнование у скучных учебников истории. Но, повторюсь, режиссёр соблюдает баланс. «Центурион» вовсе не безупречен в исторических деталях, но и не развесист, как клюква на выданье. Хотим мы этого или нет, но большинство судит о кардинале Ришелье по романам Дюма-отца, то есть имеет представление о предмете с точностью до наоборот. К счастью, «Центурион» Маршалла не оставит такой зияющей дыры в образовании зрителей.

Особое место занимают «наши в Голливуде». Как мы видим, тема из милой хаотичной «заскочить на минутку», переходит в «визит тёщи» — русские Голливуд успешно оккупируют. Однако роль их на фабрике грёз не изменилась: медведь с балалайкой. То есть милый фрик в шапке-ушанке.

В нашем случае девушку Джеймса Бонда и Хитмена Ольгу Кириленко покрасили в синий цвет и вооружили полным спектром холодного оружия, который только известен человечеству. Роль маньячная, живодёрская, но задорная. И что самое главное — немая. Это не образное выражение: героиня Куриленко — девушка пиктской национальности Этен — немая. Маршалл явно знает, что на самом деле нужно делать с бывшими фотомоделями на съёмочной площадке.

Остальной набор как персонажей, так и актёров, их исполняющих, достоин только похвал: от главного героя, бывшего «бесславного ублюдка», а ныне «центуриона» Майкла Фассбендера до последнего легионера из массовки — все на месте и все безупречны.

И если прекратить умствовать, то можно смело сказать, что фильм получился. Правда, получился отчаянно мальчуковым. Впрочем, какой ещё должна быть военная драма? Ну, то есть «Война и мир» минус бал Наташи Ростовой?

Так что, если рогатка и перочинный ножик в кармане для вас ещё представляют хоть какую-то ценность — до встречи в кино.

Загрузка...