Опубликовано: 821

Сколько стоит маленький человек в бронзе?

Сколько стоит маленький человек в бронзе? Фото - tuz.kz

В Государственном академическом русском театре для детей и юношества Казахстана премьера – спектакль «Памятник» по пьесе известного казахстанского драматурга Дулата Исабекова.

Сразу скажем, событие это довольно необычное не только на тюзовском, но даже на алматинском театральном фоне. Мы видим нашу сегодняшнюю жизнь «как она есть».

Хотя автор и написал свою пьесу еще в советское время, режиссер спектакля - заслуженный артист Республики Таджикистан Султан Усманов - решительно перенес ее в наши дни. Об этом говорят некоторые детали спектакля, например, сотовые телефоны, которых в советское время не было у нас и в помине. Да и в самом деле, смешно было бы сегодня ставить пьесу «из того времени», хорошенько не стряхнув с нее пыль и не проведя аналогии с жизнью нынешней. На то это и театр. Здесь к месту вспомнить советского классика Владимира Маяковского, который, как известно, утверждал, что «театр – не отображающее зеркало, а – увеличивающее стекло».

Словом, на сцене до боли знакомый интерьер комнат администрации района, а глава района Жанайдаров (арт. Ильяс Турманов) словно пришел к нам в зал прямо из коридоров «слуг народа». И его помощница – заведующая идеологическим отделом Есиркепова (арт. Мария Коваленко) очень узнаваема, и инструкторы - арт. Галым Тобжанов, Вячеслав Анисов - братья-близнецы некоторых нынешних работников акиматов (а когда-то райкома партии).

Впрочем, я зря, наверное, написала слово акимат. Потому что в кабинете главы района режиссер спектакля с художником не зря поставили флаги всех цветов – красного, желтого, зеленого, синего. Тем самым они подчеркнули, что действие спектакля может происходить не только в Казахстане, но и в любой азиатской постсоветской республике. В Таджикистане, откуда родом режиссер, в Узбекистане, Киргизии и так далее.

Сам режиссер трактует свой спектакль как буффонаду, которой, как мы знаем, свойственно резкое преувеличение (от итал. buffonata, буквально — шутовство, паясничанье). Это название, наверное, имеет право на существование, хотя, на мой взгляд, здесь лучше бы здесь подошло - сатирическая комедия. Вспомним гениальных авторов этого жанра Булгакова, Мольера, Фонвизина, ну а из современных произведений «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова, например…

Сюжет пьесы и прост и сложен. В одном из районных центров есть небольшая кожевенная фабрика, и вот к столетию этой фабрики решено поставить памятник первому скорняку.

Но чтобы памятник походил на оригинал, находят потомка, который на него похож. А дальше происходит все так, как, увы, часто и бывает в жизни. Памятник сделать вовремя не успевают, а гости уже пребывают, и памятник – кровь из носу – должен стоять на месте. Тем более, «наверх» доложили: памятник стоит.

Руководство района решило уговорить внука первого скорняка – сантехника Аштена, того самого, с которого лепят памятник, чтобы он временно сам стал памятником – постоял на пьедестале, пока будут гости.

В интервью перед премьерой Султан Усманов сказал:

- Мне нравится человеческое общество, когда в центре его стоит обычный человек – его жизнь, здоровье, образование. В нашем спектакле есть диалог, только ради которого можно было бы ставить весь спектакль.

- Сколько у вас стоит человек?

- В натуральном виде нисколько не стоит. А вот если в граните, мраморе, бронзе – стоит.

Таким образом, как и положено в драматургии, в очень странные обстоятельства попадает обычный человек – сантехник Аштен (засл. деятель Республики Казахстан Тахир Восилов).

Без сомнения, это очень интересная работа актера. Во время спектакля он показывает своего героя как бы в нескольких ипостасях. Веселый бесшабашный пьянчуга, который, правда, иногда понимает, что этого от него хотят и косит под дурачка… Значимый человек, поставленный на пьедестал в прямом смысле этого слова, фигура, без которого районному начальству никуда. И, наконец, сброшенный на грешную жизнь маленький человечек, который, вкусив плоды успеха, материального благополучия и даже власти, теперь не знает, как жить дальше… Ведь он был нужен чиновникам не ради высоких идей, а для того, чтобы угодить еще более высокому начальству, спасти собственную шкуру. Им вертели, как хотели, и выбросили немедленно, как только он оказался ненужным.

Хорош костюм Аштена-Восилова в роли памятника – этакая белая тога-шкура и венок на голове в древнеримском стиле, подчеркивающие его ощущение себя как небожителя.

Актер отлично передает драматизм случившегося, падение «человека-памятника» с небес. Возвращаться к прежней жизни забулдыги ему не охота, а строить достойную жизнь для себя и своей семьи по-другому он не умеет.

Вообще в спектакле много актерских удач.

Правдоподобен в роли главы района Ильяс Турманов с большим красным галстуком, он хитроват и многозначителен на фоне своих подчиненных и трясется от страха перед вышестоящим начальством. Здесь замечательны режиссерские находки – вращающееся кресло, в котором сидит начальник и с удовольствием крутится, стол без ножек, вернее доска от него, которую выносят на полусогнутых ногах его подчиненные и раболепно держат перед ним…

Понравилась мне Есиркепова – арт. Мария Коваленко. Понятно, образ утрированный, но, увы, очень жизненный. Во время своей многолетней журналистской работы я нагулялась по начальственным коридорам – как в советские, так и в нынешние времена, насмотрелась на чиновников разного калибра. Понятно, все они очень разные, многое зависит от конкретного человека, встречались и замечательные, с которыми я дружу до сих пор, но и образ Есиркеповой – начальницы, которая поднимается по карьерной лестнице за счет своего, мягко скажем, женского обаяния, имеет полное право на существование.

Хороши туповатые инструктора – арт. Галым Тобжанов и Вячеслав Анисов, которые, как говорится, готовы «бить копытом, землю рыть», лишь бы начальству услужить.

С удовольствием посмотрела на «иностранную компанию» - заслуженных арт. РК Ольгу Коржеву, засл. деятеля РК Евгения Дубовика, арт. Юрия Гнусарева, Андрея Пасаженникова. На мой взгляд, они украшают спектакль, вносят в него разнообразие. Сегодня, конечно, иностранцы не такая диковина, как в советские времена, их появление не вызывает такой паники и фурора, как раньше, но для района это и сейчас событие.

Хорошо передает менталитет покорной азиатской женщины, которая любит своего беспутного мужа-алкоголика и неожиданно попадает в рай благополучия арт. Елена Гудова. Как она смотрит на подаренную им начальством невиданную для них люстру, на стол, полный изобилия, приобщается к жизни, которую раньше видела только в кино…

Неплохо показывают характеры заезжих скульпторов Роман Прохоров и Артём Иватов. Мне кажется, эти герои идеально вписываются в нашу жизнь, в которой все меньше становится профессионалов и все больше – «шабашников».

Интересен в роли Сатанова – главы области – арт. Евгений Ефремов, который в очередной раз доказывает, что «нет маленьких ролей…»

Любопытно, что в данном спектакле нет ни ярко-положительных, ни ярко-отрицательных образов. В каждом герое «намешено все», как, впрочем, бывает и в жизни.

Во время пресс-конференции режиссеру был задан вопрос: для какого зрителя поставлен спектакль, на что Султан Усманов ответил, что он его ставил для зрителя взрослого. Но я подумала, что было бы хорошо, если бы на спектакль вместе с учителями пришли старшеклассники, которые в большинстве своем рвутся сегодня не в космонавты и в физики, как в советские времена, а в работники акиматов и таможенники… А потом написали сочинения об увиденном… И не надо бояться, что дети что-то поймут. Поймут и еще как! Они у нас умные и мыслящие. А еще лучше, после спектакля, как в старые добрые времена, устроить его обсуждение.

В общем, премьера состоялась, спектакль получился неоднозначный, многослойный, требующий умного зрителя, которому хочется не только расслабиться и посмеяться вечерком, но и подумать над жизнью, примерить увиденное на себя и своих друзей. Не в этом ли высшее назначение театра? 

Загрузка...