Опубликовано: 1 2633

Сергей Матвеев: Мне по-прежнему очень нравится выходить на сцену!

Сергей Матвеев: Мне по-прежнему очень нравится выходить на сцену!

Завтра в Государственном русском драматическом театре им.М.Горького – юбилейный бенефис народного артиста Кыргызстана Сергея Матвеева. Он исполняет главную роль во французской комедии Франсиса Вебера «Ужин с

дураком». Сегодня – премьера спектакля.

Актерскую судьбу Сергея Матвеева можно назвать счастливой. Выпускник ГИТИСа, он более 20 лет проработал в Государственном академическом русском театре драмы Бишкека. С 2002 года – ведущий артист столичного русского театра. Сыгранным здесь ролям может позавидовать любой его коллега по актерскому цеху, а зрители исправно ходят в театр «на Матвеева», создавшего для них запоминающиеся образы Городничего в «Ревизоре», Кречинского в «Свадьбе Кречинского», Клавдия в «Гамлете», Князя в «Хануме», Иванова в спектакле по одноименной пьесе А. П. Чехова. На счету Сергея Федоровича и несколько режиссерских работ в Астане и Актау. Он солист Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой и доцент Казахского национального университета искусств.

От великого до смешного

– Сергей Федорович, на афише значится комедия, и вам предстоит сыграть всеми любимого веселого чудака Франсуа Пиньона, но все-таки бенефис – это дело серьезное и ответственное.

– Неправильно воспринимать комедию как легкий, развлекательный жанр. Сыграть ее часто сложнее, чем драму. Зрителя легче разжалобить, заставить плакать, страдать, чем рассмешить. Так что комедия – дело серьезное.

Когда зашла речь о бенефисе, мне предоставили возможность выбирать пьесу. Я уже говорил ранее: если хочешь загубить актера, дай ему сыграть то, что он хочет. Актер не всегда способен оценить свои силы: ему-то кажется, он может все. Короче говоря, стал я выбирать. Хотелось, конечно, чего-нибудь классическо-монументального и экспериментального. Выступить в роли короля Лира, Генриха IV, Ричарда III... С другой стороны, думаю, вот есть у меня Клавдий – и королевская тема, и высокая драма. Также давно мечтал сыграть Дон Кихота или Мюнхгаузена, которые своей чистотой и своим восприятием мира отличаются от окружающих людей, за что их считают ненормальными, принимают в штыки, гонят.

«Ужин с дураком» предложил российский режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Горник, который и ставит эту комедию Вебера в нашем театре. Я прочитал пьесу, и ее финал определил мой выбор. Мне нравятся такие вещи, где есть буффонада, яркие комедийные моменты, трагикомедия и драма. Мой герой – чудик, но он искренен и добр.

– То есть ваш Франсуа Пиньон стоит в ряду «донкихотствующих» персонажей?

– Да, и этот герой мне симпатичен. Он пытается делать добро в своем понимании, он по-своему смел, трогателен. Пьеса заканчивается, и мы понимаем, что слишком мало таких «дураков». Будь они среди нас, мир стал бы чище и добрее.

Покорять столицу

– Решив стать актером, вы, сельский паренек, отправились «покорять» Москву. Как вы отважились на такой «дерзкий» поступок?

– Не сразу в Москву. Сначала была театральная студия во Фрунзе. Я родился в далеком горном селе Лепсинск, тогда это была Талдыкурганская область, Андреевский район. Потрясающе красивые места. В Лепсинске не было музыкальных школ, однако с детства я совершенно точно знал, кем хочу быть. Я подражал и Муслиму Магомаеву, и Эмилю Горовцу, бывшим тогда в зените славы, пел и тенором, и баритоном. Пел дома, пел, пел, пел...

Кстати, моя мама, Вера Федоровна, мечтала стать актрисой. Она замечательно пела, играла на гитаре, везде организовывала драмкружки, помню, как где-то в конторе разыгрывали пушкинские трагедии. Ей осуществить свою мечту не удалось, и она сделала все, чтобы я стал артистом.

Вначале поступил в театральную студию во Фрунзе. Потом поехал в Москву, в ГИТИС. На факультет музыкального театра был конкурс 120 человек на место, но я ни мгновения не сомневался! Мы, студенты, были фанатами. После занятий бежали в театры и смотрели все подряд, посещали, сколько хватало сил, все выставки, концерты, чуть ли не до утра обсуждали увиденное...

А мама всегда следила за моим творчеством. Приезжала в Москву на дипломный спектакль, обязательно бывала на всех премьерах и в Бишкеке, и в Астане. Очень переживала за меня и очень гордилась, что ее сын – артист. Я же видел родные глаза в зрительном зале и чувствовал ее поддержку.

– А в родном селе удалось потом побывать?

– О! Тут целая история! Мама мне постоянно говорила: «Сережа, съезди на свою родину. Это удивительные места! Ты родился в раю». Мы собирались, откладывали, планировали поездку, отменяли ее, потом и вообще переехали в Астану.

И вот в 2008 году мне предложили главную роль в фильме о нашей столице – «Легенда нового города». Мой герой – профессор Стивенс из Гарварда – занимается археологическими раскопками в Казахстане. Сказали, что съемки эпизодов с раскопками пройдут под Алматы. Едем туда, и я начинаю понимать, что, хоть и слышу новые названия населенных пунктов, мы движемся к моим родным местам. Читаю – «Сарканд». О! Совсем близко! Поворачиваем, едем дальше – «Андреевка». Дальше дорога уходит в горы, мы забираемся все выше и оказываемся... в Лепсинске! В пятистах метрах от моего родного дома шли съемки. Я испытал тогда целую бурю чувств. И места там действительно удивительные!

Лучшее, конечно, впереди

– Сергей Федорович, у вас главные роли в ряде спектаклей сегодняшнего репертуара драматического театра. И, кроме того, вы исполняете несколько партий в столичном оперном театре. Это своего рода творческая жадность?

– Да, и еще это ностальгический момент, все-таки по образованию я актер музыкального театра. Хотя чтобы заниматься оперным искусством, надо исключить разговорный жанр. Голосовой аппарат – это музыкальный инструмент, и в опере, и в драме ты его все время «перенастраиваешь» Эти жанры входят в противоречие, но я с радостью вхожу в это «противоречие» и счастлив, что драма и опера, два театра присутствуют в моей жизни.

– Сейчас меняются представления о сути актерской профессии. Согласились бы вы сегодня, зная обо всех издержках и проблемах, повторить свой путь в артисты?

– Мне трудно ответить. С возрастом появляются рационализм, неизбежная усталость от профессии, понимание глубины, а порой и неразрешимости современных театральных проблем. Когда ты молод, все видится и чувствуется по-другому.

– Чтобы вернуть те ощущения, вы пошли преподавать?

– Когда общаешься с молодежью, начинаешь мыслить иначе. Это другая среда, психология, мировосприятие. В каких-то моментах ты понимаешь, что, как говорится, отстал от жизни, и учишься у них. Помнишь удачно прошедшие репетиции, точно отработанные студентами отрывки, радуешься успехам ребят, как своим, и видишь, что не зря живешь, что есть результат твоего труда.

– Пожалуйста, несколько слов о таких результатах.

– 12 выпускников 2002 года Кыргызского государственного института искусств имени Бейшеналиевой успешно работают. Ведущие актеры нашего театра – мои бишкекские выпускники Светлана Фортуна и Иван Анопченко. Принята в труппу Ульяна Апрельская, моя выпускница из КазНУИ. Я преподавал сценическое движение и фехтование у молодых «горьковцев» – Насти Воронцовой, Полины Харламовой, Дениса Сираева, Евгения Карачарова.

– Ваши сыновья продолжат актерскую династию Матвеевых?

– Нет. Как говорится, природа отдыхает, а родители не настаивают. Старший сын Георгий окончил Рязанский институт ВДВ, младший Артем – юрист. В ГИТИСе судьба свела меня с супругой Наташей, с которой на третьем курсе мы сыграли свадьбу. Многие годы мы вместе на сцене театра, вместе преподаем в КазНУИ и возлагаем творческие надежды на нашу внучку Богдану.

– Сергей Федорович, а вы можете назвать свою лучшую роль?

– Ну нет, конечно. Не хотелось бы подводить итоги. Мне еще слишком нравится выходить на сцену! Как и любой актер, я жду новой встречи с режиссером и надеюсь, что этот союз породит что-то захватывающее и интересное.

И вообще, я еще учусь! Я студент режиссерского факультета Кыргызского института искусств. Езжу на сессии, сдаю экзамены, через полтора года у меня диплом. Буду ставить дипломный спектакль и ждать своей «оценки».

– А чего еще вы ждете?

– Премьеры спектакля. Жду гомерического хохота или мертвой тишины в зале, жду грома аплодисментов. Чтобы вновь осознать, что все не напрасно: усталость, бессонные ночи, раздражение, неудовлетворенность собой, споры с коллегами... Признание зрителей окрыляет, у тебя появляются стимул и силы для новых подвигов. Как бы банально это ни звучало, но ради таких минут стоит жить.

Источник: Казахстаская правда
Фото: Игорь Бургандинов

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

marinna 20.06.2011

Здравствуйте, уважаемый СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ !!! Случайно увидела Вас-и просто испытала такой восторг!!! Раньше я жила в Бишкеке,и была почти на всех спектаклях Руссой Драмы! Помню Вас, все ваши роли- это было незабываемое зрелище!!! Помню также . что режиссером был Геннадий Дмитриевич Кириллов(если не ошибаюсь?!) Вы удивительный Артист,такой радости и любви к Театру я не испытывала больше нигде!!! Счастья Вам. Вашим близким, Театру-процветания и просто на крыльях полетела бы. чтобы увидеть вновь все Ваши спектакли!!! Спасибо Вам большое!!! Я очень счастлива!!