Опубликовано: 1235

Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Федора Шаляпина

Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Федора Шаляпина

Россия 13 февраля отмечает 140 лет со дня рождения великого певца Федора Шаляпина, который стал символом целой эпохи.

Этот выходец из крестьянской семьи, который самостоятельно занимался музыкальным образованием, оказал колоссальное влияние как на русскую культуру, так и на мировое искусство.

Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1873г. в Казани, где его отец, представитель древнего крестьянского рода Вятской губернии, служил писарем в земской управе.

Из мастерской сапожника в Мариинку

В детстве Ф.Шаляпин окончил двухклассное городское училище, был учеником сапожника, столяра, переплетчика, затем работал токарем, грузчиком и писцом. В девять лет он стал певчим в архиерейском хоре, там же обучался игре на скрипке. Сам Ф.Шаляпин началом своей артистической карьеры считал 1889г.: именно тогда он поступил в драматическую труппу Василия Серебрякова. 29 марта 1890г. состоялось его первое выступление (партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин» постановки Казанского общества любителей сценического искусства).

В 1890г. Ф.Шаляпин переехал из Казани в Уфу, где поступил в хор труппы Семена Семенова-Самарского. Совершенно случайно ему пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере «Галька» Станислава Монюшко заболевшего артиста. После этого дебюта молодому певцу стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». Уже через год он исполнил партию Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Алексея Верстовского.

Когда в Уфу приехала малороссийская труппа Георгия Деркача, Ф.Шаляпин решил к ней присоединиться. С украинскими артистами он объездил Поволжье, Закаспийский край и Кавказ и в 1892г. попал в Тифлис. Здесь Ф.Шаляпин около года учился пению у Дмитрия Усатова.

В 1893г. Ф.Шаляпин перебрался в Москву, а спустя год - в Санкт-Петербург, где пел в летнем театре «Аркадия» и в Панаевском театре. В 1895г. он поступил в Мариинский театр, однако на сцене появлялся редко и, по свидетельствам очевидцев, «в малоподходящих для него партиях». Тем не менее талант Ф.Шаляпина разглядел знаменитый русский предприниматель и меценат Савва Морозов, который уговорил певца перейти в его частную труппу.

В течение четырех сезонов, с 1896г. по 1899г., Ф.Шаляпин был солистом Русской частной оперы, созданной С.Мамонтовым. «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента», - писал артист в автобиографической книге «Маска и душа». За эти годы певец создал ряд ярких образов в русских операх. Ф.Шаляпин исполнял партии Иоанна Грозного в «Псковитянке» Н.Римского-Корсакова, Сальери в его же «Моцарте и Сальери», Ивана Сусанина в «Жизни за царя» М.Глинки и Бориса Годунова в одноименной опере М.Мусоргского.

За время службы в театре С.Мамонтова певец познакомился с видными представителями русской творческой интеллигенции - композиторами Н.Римским-Корсаковым, А.Глазуновым, А.Лядовым, художниками М.Врубелем, К.Коровиным, В.Серовым, критиком В.Стасовым, историком В.Ключевским, драматическими артистами Садовскими. Под руководством Сергея Рахманинова он готовил свои оперные партии.

В 1899г. Ф.Шаляпин дебютировал в партии Мефистофеля («Фауст») на сцене московского Большого театра. Подписав контракт, управляющий Московской конторой императорских театров В.Теляковский отметил в дневнике: «Шаляпин - певец не Большого и не Мариинского театров, а певец мировой... Я страшно рад, я чувствую гения, а не баса».

С этого времени и до 1922г. Ф.Шаляпин - солист двух главных российских оперных театров. Свою зарубежную карьеру он начал в 1901г. с выступления в театре «Ла Скала». Певец исполнил партию Мефистофеля в одноименной опере Арриго Бойто.

В 1905г. он примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями (например, «Дубинушкой») иногда превращались в политические демонстрации. Однако от политической деятельности и членства в какой-либо партии Ф.Шаляпина отговорил его лучший друг, писатель Максим Горький, который считал напрасным растрачивать талант певца на «партийную суету». Несмотря на симпатию к революционерам, в 1910г. Ф.Шаляпин получил звание «Солист Его Величества».

В 1914г. Ф.Шаляпин покинул Мариинский театр из-за конфликта с хором, который отказался исполнять сочиненный певцом «Гимн революции» вследствие его «художественной незначительности». Свою карьеру он продолжил в частных оперный антрепризах Сергея Зимина и Александра Аксарина. В 1915г. состоялся дебют Ф.Шаляпина в кино. Он сыграл главную роль в драме Александра Иванова-Гая «Царь Иван Васильевич Грозный».

Уже после Октябрьской революции, в 1918г., Ф.Шаляпин стал художественным руководителем Мариинского театра, спустя год - членом директории Мариинского и Большого театров. В 1922г. он в последний раз выступил в России, после чего уехал в зарубежное турне и остался в эмиграции. В 1927г. он был лишен звания народного артиста Республики. Совет народных комиссаров РСФСР обвинил певца в том, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено». Это звание было возвращено Ф.Шаляпину лишь в 1991г. Затянувшиеся гастроли Ф.Шаляпина в своем «Письме к Горькому» критиковал и поэт Владимир Маяковский.

За рубежом Ф.Шаляпин выступал в Нью-Йорке (Метрополитен-опера), Лондоне, Париже (Гранд-опера), Лондоне («Ковент-Гарден»), Рио-де-Жанейро, Стокгольме и во многих других городах. Последнее его выступление состоялось в январе 1937г.: певец исполнил партию Дон Кихота на сцене парижского театра «Опера комик».

«Он поет слишком громко…"

Оперный репертуар Ф.Шаляпина включал 67 разных по характеру партий (героико-эпические, трагедийные, бытовые, романтические, сатирические), из них 36 - в операх русских композиторов. Кроме того, он исполнял около 400 песен и романсов. Наибольшую известность в исполнении Ф.Шаляпина получили песни «Дубинушка», «Блоха», «Из-за острова на стрежень», «Вдоль по Питерской» и многие другие.

Голос Ф.Шаляпина - высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма выраженной тремоляцией. Современники отмечали превосходную дикцию певца, «полетный» голос, слышный даже в самых удаленных от сцены местах. Согласно распространенной точке зрения, Ф.Шаляпин снискал популярность не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова.

Тщательная работа над каждой партией, постоянное совершенствование и обновление трактовки роли, стремление к постижению характера в его психологической и исторической точности (грим как талантливый рисовальщик он создавал сам) - все это способствовало рождению цельных вокально-сценических образов Ф.Шаляпина.

По словам артиста балета Федора Лопухова, Ф.Шаляпин «оказал огромное влияние на развитие хореографического искусства XX века, фактически став учителем правды в музыкальном театре, учителем сценического жеста, позы, ощущения музыки в каждом движении».

К.Станиславский, оценивая певцов, писал: «Шаляпин не в счет. Он стоит на вершине, особо от всех». «Про Шаляпина кто-то сказал: «Когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем»«, - отмечал В.Немирович-Данченко.

Лев Толстой после знакомства с Ф.Шаляпиным и прослушивания в его исполнении народной песни «Ноченька» высказал свои впечатления: «Он поет слишком громко...». Семен Буденный после знакомства с Ф.Шаляпиным в поезде и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон».

С 1982г. в Казани, на родине певца, проводится Международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина. В 1999г. в столице Татарстана у колокольни Богоявленского собора появился памятник ему. В 2003г. монумент в честь артиста появился и на Новинском бульваре в Москве. Кроме того, Ф.Шаляпин был удостоен звезды на «Аллее славы» в Голливуде.

Загрузка...