Опубликовано: 1713

Раб сигареты

Раб сигареты

"Надо бросить курить, чтобы хвастаться своей силой воли". Даниил Хармс

Курение - это культ. И борьба с ним иногда тоже превращается в культ. Вы задумывались когда-нибудь - с чего это такое внимание привлекают сигареты? Почему именно табакокурению столько почестей и рекламы, как положительной, так и отрицательной? Лично мне вся эта возня с курением напоминает странную и загадочную игру. В этой игре главной героиней является сигарета, которая уже давно стала настоящим персонажем. Сигарета предстает пред нами неким живым существом. Она будто бы сама способна сделать что-то, способна каким-то загадочным образом руководить поведением человека. С сигаретами даже разговаривают…

"— Интересно, что сейчас делают сигареты? Думаете, они о нас вспоминают?" Сериал "Как я встретил вашу маму".

Абсурд! – скажете вы. Действительно, звучит абсурдно, но ведь этот абсурд тем не менее как-то уживается в головах человеческих, в головах, наполненных разумом, ну, предположительно наполненных…

Давайте попробуем немного разобраться в запутанной сигаретной истории. Сразу предлагается пойти на поводу у абсурда, то есть откажемся от официальных версий и трактовок.

Вот, например, не станем в исторических фактах разбираться – где, как когда и зачем появился табак, как распространился и прочее. За версию появления предлагаю взять рассказ Акутогавы Рюноскэ "Табак и дьявол". Версия антинаучная – в чем главная ее прелесть. Потому как, если сигарета – это живой персонаж со своим характером, то о какой науке может идти речь, нет, здесь именно требуется что-то антинаучное.

Рюноскэ доносит до нас старинную легенду о появлении табака в Японии. Герои истории - дьявол и один торговец. Между ними случился спор: если выигрывал торговец, то получить он должен был поле невиданного растения "табака", а если проигрывал, то тело и душу отдать должен был дьяволу. Смекалка торговца помогла ему выиграть спор. Но вот какое послесловие предлагает автор:

"Пусть дьяволу не удалось заполучить душу и тело торговца, зато он распространил табак по всей нашей стране. То есть, я хочу сказать, не сопутствовал ли поражению дьявола успех, равно как спасению торговца падение. Дьявол, коли уж упадет, даром не встанет. И разве не бывает так, что человек, уверенный, будто поборол искушение, неожиданно для себя оказывается его рабом?"

И вот тут напрашивается вопрос: почему в большинстве своем курящие люди мнят себя повелителями? Вспомните, как курильщик пускает дым – уверенно и горделиво. И с трудом можно себе представить, что, закуривая, курильщик плачет о том, что он слаб, что сигарета победила его – нет, это всегда акт возвышенный. За исключением манипулятивного актерства, чтобы в результате все же выкурить сигаретку.

"Иногда мне кажется, что причина популярности сигарет не в воздействии никотина, а в том, что, когда куришь, создается ощущение, что делаешь нечто крайне важное". Орхан Памук

Придумываются различные версии и поводы проносить сигарету с собой по жизни, даже тогда, когда сама жизнь указывает человеку на то, что он раб сигареты. Больше того, безапелляционно доказывает, что сигарета убивает его. Ну, или, по крайней мере, курильщик лицом к лицу столкивается с действительностью, в которой сигарета лишь пожирает его жизнь, хотя бы посредством растрачивания времени и денег.

Сигарета требует постоянного внимания. Это самое настоящее рабство, все подчиняется ей, родимой, присмотритесь. Даже если курильщик переходит в категорию "бросальщиков" (ну, по сути, он, конечно, остается курильщиком), просто теперь свое внимание сигарете он дарит дополнительно в разговорах о способах и методах бросания, о попытках и пытках, которые причиняет ему расставание со своей "подругой".

Курильщики и бросальщики богаты различными находками и уловками, помогающими им иметь при себе сигареты всю жизнь. "Я уже не курю – но одна сигарета в день мне просто необходима" и т. д.

"Ну, поскольку мы уже бросили, то можем позволить себе по одной, не так ли?"

Что интересно, многие курящие спешат поделиться своей проблемой: "Ну, никак не могу бросить, хотя хочу очень". И с упоением начинают рассказ о том, кто или что мешает им расстаться с сигаретой. Если мы вспомним историю про попадание в рабство сигарете, то получается примерно так. Представьте себе раба, который находится в некотором заключении, вынужден делать какую-то малоприятную работу. Он недоволен своей рабской жизнью, устал от нее. И тут ему открывают истину: "Вообще-то тебя здесь никто не держит, ты свободен и можешь уйти совершенно беспрепятственно".

Но раб не верит в это, не верит, что решение настолько просто, и остается, продолжая оплакивать судьбу и прислуживать своему хозяину…

Выходит, вопрос-то простой: "Зачем курить, если можно не курить?" А вот отвечает на него каждый сам.

Загрузка...