Опубликовано: 1927

Плененная кобызом

Плененная кобызом

Существует красивая легенда о создании кобыза как музыкального инструмента. Его прародитель Коркыт-ата, великий шаман и сказитель степей, который  не мог смириться со скоротечностью человеческой жизни,  решил бороться против неизбежной смерти. 

Он выдолбил из дерева ширгай – первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства,  вложив в них всю свою душу. Чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. Но почему-то кажется, что это не легенда, потому что когда слышишь кобыз, то тебя, действительно, охватывает волнение и трепет, но не только по поводу бренности существования, а еще и по величию тех звуков и мелодий, способных окрылить тебя и вселить уверенность в замечательное торжество будущего. Поистине «плененная кобызом» - это наша соотечественница Гайни Болтаева, которая отметила недавно свое 35-летие творческой деятельности. Ее мастерству не перестаешь удивляться, ее любовью к инструменту можно только любоваться.  И совсем невозможно представить, что  теперь уже заслуженная артистка РК когда-то большее предпочтение отдавала фортепиано, а о кобызе не хотела и думать.

- Мой  отец прекрасно играл на гармошке, на домбре. А это для степного жителя – просто замечательно. Он был талантлив, одарен способностями от рождения. Наверно, и мне передалась его любовь к музыке.

    Гайни окончила Алматинскую государственную консерваторию им.Курмангазы по специальности «кобыз» в классе заслуженной артистки Казахской ССР, профессора М.Каленбаевой, работала в академическом оркестре им.Курмангазы, с которым побывала на гастролях в Австрии, Португалии, Индии. Она очень тепло рассказывает о своих первых учителях, о том, как непросто «совладать» с этим необычным инструментом – кобызом. Но когда человек достигает вершин мастерства в избранном деле, становится совсем неважно, что к понятию своего будущего  творчества зачастую его подталкивает именно учитель, который безошибочно угадывает «дар небес» в маленьком  ученике. А именно такой она приехала в областную школу-интернат для одаренных детей, именно ей здесь и определили ее «звездное» настоящее.  Интересно, что  струны кобыза – это  пучок из 30-60 некрученых конских волос, которые и придают очень густой, богатый обертонами тембр звучанию инструмента. Но еще более изумительный момент в том, что неповторимость  звучанию придает и  исполнитель, не  прижимающий струны к грифу, а лишь прикасающийся  к ним ногтями или подушечками пальцев. Поистине парящие звуки  души музыканта.

      Гайни Болтаева презентовала перед своим юбилейным концертом  хрестоматию по кобызу «Қоңыр үні қобыздың», где впервые размещены переложения для кобыза многих кюев Таттимбета и  мелодий разных народов мира. Само издание уникально, потому что аналогов ему пока что нет. Нужно отметить, что ученица Гайни Аяулым Капият в 2012 году взяла Гран-при именно за исполнение кюя на кобызе среди 1200 участников музыкального конкурса во Франции. На концерте в честь Гайни, кобызистки и преподавателя, просто замечательного человека, выступал  ансамбль юных кобызистов, которым она руководит, а оркестром народных инструментов им.Таттимбета дирижировали в этот вечер лауреат международных конкурсов Ерлан  Бактыгерей и дирижер Президентского оркестра Тлек Ергалиев. Для нее выступали заслуженные деятели РК Гульмира Сарина, Болатхан Ташимов и Едил Кусаинов, лауреат международных конкурсов Арайлым Жукенова и многие другие.


Есть известное выражение «Время разбрасывать камни - время собирать их». Для Гайни Болтаевой его, конечно же, хочется интерпретировать – «Время дарить звуки и свои мелодии, и время принимать звуки и мелодии друзей в свою честь!»
                                                       

Загрузка...