Опубликовано: 1421

Пиррова победа ("Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2")

Пиррова победа ("Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2")

Хотелось бы, конечно, воскликнув "Ура!", врубить capslock и радостно выдохнуть, чтобы вывалить на лист очередную порцию язвительных комментариев, сопроводив их неприличным количеством восклицательных знаков. Но не получится.

Кульминация как-то неожиданно и незаметно для всех потерялась в рассветной тишине, так что остались в нашем распоряжении лишь катарсис, да долгожданные – для многих куда больше самого фильма – титры. Ведь теперь даже ругать эту серию как-то неудобно: во-первых, грешно, а во-вторых, уже неактуально. А воинствующие лагеря большей частью негласно перешли на вооруженный нейтралитет. Но все-таки настал наш черед проронить скупые мужские слезы счастья. Оно закончилось!

По всем основным пунктам авторы проявили себя закостенелыми консерваторами. Ваше чувство прекрасного вновь ожидает суровое испытание кукольной идиллией – традиции нарушать нельзя. Могучая кучка благородных вампиров, до упора прекрасных телами и душами, весело носится с главной героиней как с писаной торбой. Холят, лелеют, дарят домики в лесу (чему малость завидуешь). За нее продолжают спорить, воевать, убивать, причем показательно и с особым цинизмом, ага. Только теперь все это приобретает библейский, так сказать, размах: полмира становится на защиту несчастной жертвы с ампутированным инстинктом самосохранения. 

Словом, со своей главой функцией – воплощением в кадре всех подростковых фантазий о прекрасных принцах, стирающих в пыль вражеские королевства скопом во имя хорошего настроения принцессы – кино справляется на ура. Нам здесь остается лишь любезно оставить юным (и не очень) фанаткам возможность поблагодарить его за это. 

Но не спешите унывать, отважные кавалеры! Храбрецы, что пожертвовали собою во имя любви и, может, чего-то чуть большего – рано разваливаться в креслах, проваливаясь в мир сновидений. Все самое интересное вас ждет впереди. Прежде всего, это хаотичное поведение новообращенной матери и ее свиты, которое быстро возвращает картину на место – в графу жанры, прямо рядом с пунктом "сахарная мечта" можно снова смело вписывать комедию. Разумеется, потуги сценаристов пошутить (пару раз, правда, удачные) не имеют к этому никакого отношения. Все гораздо прозаичнее. 

Пока персонажи на экране душещипательно делятся душещипательными переживаниями под душещипательные всхлипывания ваших подруг и соседок, у вас появляется возможность в очередной раз накачать извилину остроумия. Даже по сравнению с предыдущими частями, эта – просто кладезь саркастичных идей. А благодаря тому, что Билл Кондон, год назад до скрежета в зубах обрадовавший нас вязнущей во рту двухчасовой бомбой сверхзамедленного действия, покаялся и встал на путь истинный, ехидные замечания теперь точно не слетят с языка. Потому что теперь, в кои-то веке, со времен… да впервые в истории франшизы она обрела нечто невероятное и ей не свойственное – динамику. Настоящую. 

Конечно, нечто на нее похожее было уже в "Затмении", но второй "Рассвет" в этом плане жестоко уделывает своего пре-предшественника. События не стоят на месте, герои тратят на сюсюканье лишь две трети времени. В кадре постоянно появляются новые лица, новые герои – вплоть до самого конца, когда на сцене в полном боевом облачении возникает ходячий рояль в кустах. Это, впрочем, вообще тема для отдельного разговора – более нарочитого хэппи-энда вы не встретите больше нигде, гарантированно! Разрешить длительный и опасный конфликт, грозивший серьезно подсократить популяцию кровососов, таким образом – это достойно рукоплесканий и внесения в палату мер и весов. Эталонная Deus ex machina. 

И раз уж зашла речь о концовке, то тут Мелисса Розенберг решила угодить всем и сразу, чтобы никто не ушел обиженный. Юношей и мужей – разбудить, коли все-таки не выдержали, и вознаградить за старания и терпение, девушек и дам – поразить до глубины сердца, а после успокоить и метким катапультированием забросить обратно в облака. Что ж, попытка засчитана. И если к самому приему нет претензий – он хотя бы логически обоснован и вообще по-своему забавен, то сама баталия… ну да, эпична не то слово. А вы чего ожидали? Чего стоит одна только компьютерная графика, глядя на которую в голове крутятся лишь два слова: "Какого?" и "Что за?". Четыре года работы, десятки миллионов долларов, но нормальных визуализаторов никто найти так и не удосужился, максимум – торжественные и красочные титры, сварганенные особо неумелым поклонником Финчера. Просто диву даешься, как в этом плане подло дурят фанаток. Более удивительно лишь то, что они этого не замечают. 

Наконец о персонажах, о которых можно говорить долго и отдельно. Даже психоаналитик никакой не нужен – глядя на весь этот неприкрытый фантазм комплексов писательницы невольно чувствуешь себя если не Фрейдом, то, по крайней мере, его потомком. Вообще, всю сагу – от первой буквы и до последнего кадры – уже давно пора культивировать на психологических факультетах, и все из-за взаимоотношений героев. А также их речи, мотивации, поступков… другими словами, вы ведь уже поняли, что на этом фронте нет никаких перемен?

Перво-наперво, Тэйлора Лотнера с его оборотнем низвели до роли доброй няньки. Мускулистая и мохнатая сиделка, у которой после рождения главной причины всеобщей фрустрации другой участи не осталось в принципе. В какой-то момент – кажется, когда наш Лебедь тащит бывшего возлюбленного за загривок по всему дому – его даже становится жалко. Хотя, конечно, его новый объект влечения способен даже самых закаленных гурманов несколько озадачить… воистину, фантазия у Майер направлено в неведомое, но очень суровое русло. 

С остальными героями создатели поступили куда хитрее: в кадре выпал снег, так что теперь героев старо гораздо сложнее спутать с окружающим их лесом. А актерское мастерство Кристен Стюарт заметно возросло. И если вы прочитали эти строки как "стала чаще закрывать рот", то не спешите к окулисту – с вами все в порядке. Но в целом – как стала вампиршей, так перестала быть говорящим манекеном, и перешла в разряд манекенов с базовым набором эмоций. Наверное, надо было все-таки в фильме ее еще кому-нибудь пару раз покусать, а лучше сразу что-нибудь откусить – глядишь, начала бы играть по-настоящему. 

У Паттинсона в голове, судя по его внешнему виду и мимике, на протяжении всех съемок крутилась та же мысль в голове, что и у сильной половины человечества: "Еще немного, еще чуть-чуть потерпеть и конец…". Вымученность реплик – как обычно, умопомрачительно содержательных – видна невооруженным глазом, натянутость, какая-то грусть. Возрадуемся же за нашего брата, с которым мы все это время, оказывается, были солидарны – он дошел до финиша! Салют!

Похоже, единственный, кто от всего процесса получал неподдельное удовольствие – это Майкл Шин. Судя по выражению лица, он все время, с перерывами лишь на обед и уничтожение врагов Рейха, простите, Клана, тихонько угорал со всего происходящего, посмеиваясь вместе с понятной когортой зрителей над действующими лицами. 

Но если вдуматься, то Кондон и Ко поступили довольно бесчестно, украв у сильной – и стойкой – половины человечества даже возможность вдоволь поглумиться и позлорадствовать напоследок. К серии уже настолько все привыкли, что даже привычные подколки воспринимаются разве что как данность. А факт окончания этого чуда вызывает не столько радость, сколько простое облегчение – да и то, кстати, уже не у всех. 

Закатный "Рассвет" смог по-настоящему удивить: он оказался смотрибелен для спутников милых дам. Пусть и с учетом того, что воспринимать все происходящее на экране серьезно никак не получится. И хоть франшиза, сумевшая добиться этого статуса только под конец, никак не заслуживает хорошего отношения к себе, нам – кавалерам – плохо. Ведь все, что нам оставили – это возможность напоследок лишь сказать устало "Мы выжили", и напутствовать растущих, кому только предстоит вытерпеть все это уже на домашних носителях, обещанием "крови, труда, слез и сладких снов". Конец? Вроде конец. Ну и слава Богу. 

(А про отца-то к финалу все как-то забыли…)
 

Загрузка...