Опубликовано: 1572

«Обыкновенное чудо» Александра Абдулова

«Обыкновенное чудо» Александра Абдулова

Памяти Александра Абдулова.

Сейчас еще невозможно до конца осознать, что значит для нас уход Александра Абдулова. Не актера даже, пусть очень хорошего, а человека. Все попытки говорить о его ролях в отрыве от его сущности обречены. Он играл как жил и жил как играл. Любил это все до умопомрачения - театр, роли, безумный ритм, зрителей. И не мог иначе. 

Так, еще более молодым, ушел из жизни Андрей Миронов - тоже сгорев неожиданно и мгновенно. Кроме замечательных актерских талантов, обоих объединяла редчайшая способность все вокруг себя освещать своим внутренним светом.

Я знаю киноведа, который тут же принялся деловито анализировать жизнь и творчество ушедшего артиста: много сыграл лишнего, разменивался на незначительные роли, нерасчетливо тратил себя. Самое смешное - все правда: и разменивался, и тратил. Был заядлым игроком не только на сцене. Рыбалку обожал, путешествия. Рулил Московским кинофестивалем и создавал Ханты-Мансийский "Дух огня". Возглавлял общественные движения в защиту чести и достоинства от подлостей желтой прессы, давал таким журналюгам по рукам и по морде. Был затейником: придумывал благотворительные "Задворки" и детские спектакли, принимался за кинорежиссуру, лично сидел в монтажных, основывал театральную антрепризу и на заработанные деньги возрождал храм, импровизировал на сцене и в жизни, постоянно экспериментировал над собой - и все ему было мало. 

Анализировать тут бесполезно: Абдулов просто не мог быть иным - расчетливым. А был бы иным, его бы не любили так. Потому что есть особый азарт и обаяние в том, когда человек весь свой век занимается только тем, что действительно любит, и сражается с тем, что ненавидит. Этого не измеришь на аптекарских весах. И рецептов таких жизней не существует. В этом их уникальность.

Лучшее, что он сыграл, сыграно на сцене "Ленкома" - театра, который он ощущал как свой дом и которому был верен всю жизнь. Он пришел туда, когда ни в каких списках еще не значился, и сумел там стать незаменимым. Он человек команды, а такой команды, какую собрал в этом театре Марк Захаров, больше нет нигде. Это не просто коллекция штучных талантов, это товарищество. Круг единоверцев в искусстве и жизни. Сбор людей азартных, с острым деятельным умом, со вкусом к тому прекрасному театральному хулиганству, без которого театр мертв. Главная черта Абдулова, актера и человека, питомца этого уникального Дома: он - живой. 

Поэтому невозможно вообразить, что его больше нет. И осознание этого очень не скоро придет к нам, если вообще придет. Он ведь уже покидал нас на время, когда несколько лет назад долго лежал в больнице и никто не знал, чем это закончится. Никто, кроме него: он до последнего момента верил, что будет жить. И заверял в этом всех, кто рядом. Сегодня мы знаем, где он похоронен, но в уголке сознания засело: этого не может быть. Это очередной прикол. Актер в своей жизни умирает пятьсот раз - а потом выходит на аплодисменты.

Он уже умирал в трагикомедии Владимира Фокина "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны" ровно год назад, когда фильм снимали. Картины до сих пор нет на экранах - у нас про серьезное не показывают. Теперь покажут наверняка: словно издеваясь над ненавистной желтой прессой, столпившейся у его больничной койки, Абдулов сам изобразил, как умрет, - в инвалидной коляске, от рака, полный любви к жизни, игре и женщинам. И как с того света будет режиссировать собственные поминки. Это нам еще предстоит пережить воочию. А потом он придет к нам Стивой Облонским в фильме Сергея Соловьева "Анна Каренина". И будет постоянно возвращаться в своих победительных ролях в "Обыкновенном чуде", "Доме, который построил Свифт", в "Мюнхгаузене", в "Формуле любви", "Тихих омутах", "Гении", "О любви", "С любимыми не расставайтесь"... Он будет нашим вечным Ланселотом, чтобы снова и снова гвоздить разнообразных драконов. Окончательно станет тем, что всегда клубилось вокруг него, - романтической легендой нашего искусства. И все будут говорить: какая красивая легенда!

Такие легенды не умирают

Посмотрев "Веселые похороны", я позвонил ему и попросил о встрече. Разговор был долгим, слушать запись теперь мучительно: Саша рассказывал о том, что любит. Иногда слышно, как он кашляет: "Ничего особенного, простыл немного!" Вот фрагменты почти двухчасовой беседы.

Об эволюции страны

- Тебя радует поступь новой России?

- Многое радует, но многое пугает. Пугает, что пошла охота на ведьм: если ты не с нами - значит, против нас. Пугает то, что часто происходит в Думе. То вдруг объявляют борьбу с мигалками, но продолжают ездить с мигалками. Я же вижу: я на этой трассе живу. Как начинается предвыборная кампания, все сразу становятся очень честными. Всех волнует судьба тети Дуси в деревне Большие Шиши. Целый год никого она не волнует, а тут моментально начинает волновать. Начинают переживать по поводу бездомных детей. Послушаешь: мама родная, какие люди замечательные! А потом видишь этих депутатов в казино или на дорогом курорте и понимаешь: все куплено. Видишь, как они сорят деньгами, как выгуливают их спонсоры, которых они лоббируют. Места в Думе стоят огромных денег, и это уже совсем не выбор народа. Это выбор неких людей, которые хотят иметь в Думе своего человека.

О журналюгах

- Ты меня знаешь: я нормально отношусь к журналистам. Но когда приходит девочка и первым делом просит: "Расскажите что-нибудь смешное" или спрашивает: "А как вы стали артистом?", мне хочется ее задушить. О чем я могу с ней разговаривать? Однажды позвонили из какого-то телеканала: "Мы вас так любим, дайте нам интервью!" Хорошо, говорю, приезжайте в театр. Пауза. "А в какой?" В "Ленком", говорю. "А где это?" Отвечаю злорадно: "На Тишинке". Звонят через час: "Мы тут все обыскали - нет "Ленкома". О чем можно с такими разговаривать, объясни ты мне.

О досугах

- Я подсел на рыбалку! Езжу в Астрахань: у моего товарища там маленькая гостиничка в камышах. И это самый великий отдых, какой я знаю. Встаю в пять, завтракаю, сажусь в лодку. Там у меня молчаливый егерь - молчит все время. И мы уезжаем в камыши на весь день. Рыбалка сумасшедшая, но дело даже не в рыбе. Дело в том, что над тобой летают стаи лебедей, пеликанов, цапель каких-то. Цветут поля лотоса. И ты один - тебе не надо ни с кем разговаривать, кому-то что-то доказывать. Даже не представляешь, какой это кайф! Я туда езжу раз пять в году. Как идет дело к поездке в Астрахань, я уже плохо сплю, готовлюсь, как к премьере в театре. Такая бессонница бывает перед спектаклем. Обожаю. А еще фантастический отдых в Якутии! Из Якутска нас вертолетом пять часов поднимали в горы. И оттуда мы неделю сплавлялись на лодках до Лены. И это сказка - никакие Дубаи не сравнятся. Вот рассказываю - и у меня руки от азарта трястись начинают. 

О запахе сцены

- Сцена по-прежнему пьянит?

- Все как было: и волнуюсь, и руки трясутся.

- Но ты на сцене азартен, как игрок в казино.

- Нет-нет, сцена - особое дело. Я играл Верховенского в "Диктатуре совести" и каждый раз не знал, как все пойдет. Меня тащил текст. Ты идешь вслед за ним, и что при этом происходит, объяснить невозможно. И каждый раз текст читаешь иначе.

- Если каждый раз иначе, то как должны реагировать партнеры? Ты же можешь поставить их в тупик!

- Могу. На сцене вообще бывают безвыходные положения. Шел спектакль "Семья" о юношеских годах Володеньки Ленина. Там была сцена: Сашенька собрался уезжать в Петербург. И вот пошел такой диалог: "Уезжаешь?" - спрашивает будущий Ленин. "Уезжаю". "А куда, Сашенька?" "В Ленинград". И все. Пришлось дать занавес. Зал катается под креслами, нам на сцене не лучше.

- Вообще-то удивительно, что актеры на сцене еще сохраняют способность слышать друг друга.

- Почему? Я знаю таких, которые не слышат друг друга. И люблю их раскалывать. Такому не нужен партнер - ты можешь от него уйти налево, он все равно будет к тебе обращаться направо. И реплики ему не нужны - он чешет себе и чешет. Я еще не спросил - он уже мне ответил. Что делать - стою и молчу. Он не понимает, что произошло. Стоит с вопрошающими глазами и чего-то ждет. "Так ты что хотел сказать-то?" - пытаюсь ему помочь. Продолжать в таких случаях очень трудно. А однажды я забыл текст. Ты не представляешь, какое это жуткое дело - белый лист. Сижу на авансцене и понимаю, что падаю в обморок. Уже начал заваливаться, но тут Янковский из-за кулис спрашивает: "Так что он сказал?" Тут все восстановилось - и я пошел дальше.

- Непонятно, как в черепную коробку вмещается и там застревает такое количество текста.

- Застревает. Я могу тебе сейчас прочитать весь текст из спектакля тридцатилетней давности "В списках не значился". А что играешь в кино или на телевидении, в памяти не остается. Голова, как компьютер: там нажал клавишу Save, а здесь - Delete. Чтобы память освободить. 

О мистике

- Веришь в высшие силы?

- Конечно. Помнишь мои "Задворки" - театральный проект, который шесть лет подряд 6июля гремел вот тут, во дворе "Ленкома" под открытым небом? И все шесть лет 6 июля с утра шел дождь. Люди приходят с плащами и зонтами. Но в полдевятого дождь прекращался, выходило солнце, все высыхало, и мы могли начинать. На шестой год я уже уверенно приходил в пиджаке и, наблюдая ливень, говорил: "Не будет дождя - мне лучше знать".

- А как ты поддерживаешь с высшими силами такую оперативную связь?

- Просто я уверен, что если делаешь что-то хорошее, то тебя, кто нужно, слышит. На этот счет была еще одна гениальная история. Предстоял День города. И я предложил Юрию Михайловичу Лужкову сыграть на Поклонной горе для детей "Бременских музыкантов". А он в отчаянии: затяжные дожди, в Тушино дискотека срывается. Смотрю на метеокарту: все затянуто, но есть крохотная дырочка. Спрашиваю: а это что такое? Отвечают: ну, часа на два дождь прекратится в этой точке. "Вот в эти два часа я и сыграю спектакль!" Под ливнем поставили декорации, аппаратуру брезентом прикрыли. А там отменяется дискотека в Тушино, льет. Но без двадцати девять дождь на Поклонной горе кончается. Мы чудно играем спектакль. На последних поклонах вместо занавеса - ливануло. Вот и не верь после этого!

О ценности жизни

- Ты можешь представить меня на больничной койке в течение всего года? Под дулом пистолета такое невозможно! Но вот случилось. Лежу, а за окном зима меняется весной, потом летом. А я - в палате! В стране черт знает что происходит - но без меня. В таких случаях меняется вся шкала ценностей. Ты вдруг понимаешь, что жизнь конечна. И как только это осознаешь, каждая ее минута приобретает совсем другую ценность. Вот мы сейчас сидим, разговариваем - и этот разговор уже никогда больше не повторится. Будет другой, но такого не будет! И вот как только это поймешь, ты уже не сможешь транжирить жизнь как раньше. Ты принципиально иначе станешь к ней относиться. Ведь ничто не повторяется! И дальше все зависит только от тебя: чем больше ты просвистываешь свою жизнь, тем быстрее идешь к концу. И чем яснее ты это все понимаешь, тем больше себя сдерживаешь в нашей вечной гонке.

- И ты действительно что-то изменил в своем образе жизни?

- Не поверишь, но я перестал суетиться. Суета становится тебе смешной: зачем, ради чего?! Кто-то там скандалит из-за мелочей, а тебе это уже неинтересно. 

- И этот твой больничный опыт помог в работе над ролью Алика из "Веселых похорон"?

- Очень. У Алика рак, он неизлечимо болен, и ему приходится доживать свои дни с постоянной мыслью о смерти. Но когда проходят дни первого ужаса от случившегося, ты вдруг понимаешь, что человек может привыкнуть ко всему. От первого ужаса до абсолютного покоя и какой-то новой мудрости.

- В фильме твой герой смотрит словно уже с той стороны вечности.

- Да, он еще здесь, а суета уже отлетела. Я, повторяю, через это прошел. Когда уже не удивляешься, что никто не приходит, никто не звонит. Был Саша - не станет Саши, ну и что?

Биография

Александр Абдулов родился 29 мая, 1953 года в городе Тобольске (Тюменская область, СССР) в семье театрального режиссера (отец) и гримера (мать). 

Впервые вышел на театральную сцену уже в возрасте пяти лет. В школьные годы занимался музыкой и спортом. Желания стать актером у Александра не было, однако по настоянию своего отца он все же попытался поступить в театральное училище имени Щепкина. Попытка не увенчалась успехом.

Вернувшись домой, поступил в местный педагогический институт на факультет физкультуры. Однако по окончанию учебного года, Александр вновь едет в Москву и поступает на курсы актерского мастерства И. М. Раевского в ГИТИС.

Кинематографический дебют Абдулова состоялся в 1974 году, еще до окончания обучения. Первой работой в кино стала небольшая роль в картине «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1973) Михаила Пташука. 

После окончания обучения был приглашен Марком Захаровым в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком»), на сцене которого актер сыграл десятки ролей. В числе наиболее удачных театральных работ Александра - роль в культовом спектакле «Юнона и Авось», а также в спектакле «Варвар и еретик», за роль в котором Абдулов был удостоен премии фонда Станиславского и «Хрустальной Турандот».

Регулярно появляться в кино начал с середины семидесятых, и уже в 1978, вместе с ролью Медведя в великолепной комедийной мелодраме Марка Захарова «Обыкновенное Чудо», к актеру пришла всесоюзная известность. Около года спустя закрепил успех, блестяще отработав в мелодраме «С любимыми не расставайтесь» (1979), главную женскую роль в котором исполнила жена Абдулова, Ирина Алферова.

За свою жизнь Александр Абдулов сыграл около ста ролей в кино и на телевидении. На его счету несколько киношедевров и десятки просто хороших картин. Обладающий огромной энергетикой актер, мог, как осторожно дополнить блестящую картину, так и практически самостоятельно, одной лишь только своей игрой, сделать картину блестящей.

В числе наиболее известных фильмов с участием гениального актера: «Чародеи» (1982), «Ищите женщину» (1982), «Формула любви» (1984), «Десять негритят» (1987), «Убить дракона» (1988), «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1989), «Гений» (1991), «Настя» (1993), «Ледниковый период» (сериал) (2002), «А поутру они проснулись» (2003), «Мастер и Маргарита» (сериал) (2005), «Парк советского периода» (2006).

В последние годы своей жизни периодически появлялся в составе жюри Высшей лиги КВН, продолжал работать в театре, кино и на телевидении.

В 2007 году, после всестороннего обследования актера, находящего в реанимации в связи с непонятными осложнениями, начавшимися после достаточно просто операции, Александру Абдулову был поставлен страшный диагноз - «четвертая стадия рака легких». 

Скончался актер 3 января 2008 года в 7:20 по московскому времени в Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. После прощальной панихиды, прошедшей 5 января в здании театра «Ленкома», актер был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Источник: RusAct , "КиноНьюс".
 

Загрузка...