Опубликовано: 907

О принце персидском замолвите слово

О принце персидском замолвите слово

 

border="0" src="/getimage/?id=1891&type=photo" align="right">

Масштабная рекламная кампания, премьера весной, ожидания миллионов поклонников компьютерного сериала, все это выстрелило сегодня, 27 мая 2010 года, в виде фильма «Принц Персии: Пески Времени», и у вас есть возможность прочитать о нем первыми.

Принц Персии: время всегда найдется

Ян Дексов, специально для Караван.kz

Не думаю, что для зрителя необходимо знать, по мотивам чего снят фильм, потому что он, зритель, воспринимает готовый продукт, и ничто не имеет значения: ни история игр, тянущаяся вот уже 21 год, ни бессонные ночи, проводившиеся теми, кто застал первую игру в начале 90-ых, и желающих пройти ее за ускользающие 60 минут, ни провалы следующих игр, до выхода новой, в 2003, которая называлась Prince Of Persia: The Sands Of Time («Принц Персии: Пески Времени»). Она не была революционной сама по себе, но однозначно была прорывной для всей серии.

Авторами сценария выступили Карло Бернард и Джордан Мехнер. Тот самый Мехнер, который придумал, разработал, и выпустил самую первую игру в 1989 году. За режиссерский пульт уселся Майкл Ньюэлл, в активе которого такие фильмы, как «Четыре свадьбы и одни похороны», «Донни Браско», «Улыбка Моны Лизы», и, конечно же, «Гарри Поттер и Кубок Огня». Продюсерыми выступили Джон Огаст и Джерри Брукхаймер. Про последнего достаточно сказать, что в его активе «Пираты Карибского Моря», «Армагеддон» и «Сокровища нации».

Но главное, что в фильме, наконец-то в главной роли, мечта домохозяек и геев, один из 50 самых сексуальных мужчин по версии журнала People, Джейк Джилленхал. На подтанцовках у него Джемма Артертон, в последний раз замеченная в роли Ио в фильме «Битва Титанов», и Бен Кингсли, из последних ролей которого можно, бесспорно, отметить роль доктора Джона Коули в фильме Мартина Скорсезе «Остров проклятых».

Итак, Персия…

Голливуд, то ли в пику, то ли в поддержку Госдепартаменту, полюбил снимать фильмы про Персию. Желательно доисламскую, и, желательно, без упоминаний текущей политической ситуации в стране. Это однако, как красная тряпка на быка, действует на представителей МИД Ирана, которые не так давно подвергли обструкции экранизацию комикса «300 спартанцев». Потому что иранцы, ранее именовавшиеся персами, чтят свою историю, и я их понимаю.

Но я также понимаю писателей-фантастов, для которых языческий период в жизни огромной державы, располагавшейся от Средиземного моря до Индии, является благодательнейшей почвой для создания собственных миров.

Сюжет фильма линеен и предсказуем. Скажу честно, шел на спецэффекты. Увы, их количество в фильме неоправдано низко. Самые зрелищные моменты вошли в трейлер, и неожиданными не были. От Брукхаймера и Ньюэлла можно было ожидать масштабности, но, увы, мир, в котором существует принц Дастан, крайне узок, и видно, что ему тесно.

Однако, Дастан умен, и быстро схватывает, что к чему, и кто во всем виноват. Принцесса Тамина и шейх Амар, развлекающийся страусиными бегами, это те самые два компонента, без которых Дисней не может обойтись: какая-нибудь женщина, и какое-нибудь комическое животное. Амар таким животным и выступает. И, если смотреть на него с этих позиций, то плоские, приевшиеся, и не к месту шутки – вполне достойны, потому что чего вы еще хотите от говорящего мула?

Принцесса Тамина прекрасна в своем желании исполнить предназначение. У этой все на месте: достаточно смазливая мордашка, неплохая фигурка, ни разу не мелькнувшая в кадре грудь (Дисней, все-таки), и желание прибить, как и любую бабу, которая мешает герою в продвижении к цели.

В фильме не замечены лица азиатской наружности. Однако, представители афроамериканцев на месте. И, как им и положено в традиционных американских фильмах, мужественно гибнут, лишь бы белые жили. Это уже даже не смешно. Нет, я не истовый поборник толерантности и равноправия, но как-то это уже подозрительно, и на месте американских правозащитников я бы поинтересовался – что творится в Голливуде с черным населением?

Прекрасна работа гримеров и художников-декораторов. Грим на некоторых персонажах бросается в глаза. Широко известный факт: высокопоставленные персы отличались вниманием к своему внешнему виду, и использовали косметику, причем я сейчас о мужчинах. Еще древние греки, погулявшие по Азии с Александром Македонским, с отвращением отмечали эту особенность, которая, по их мнению, не делала чести Персидской державы. Впрочем, древние греки были дикими, персы – врагами, и воспринимать все именно так, как они – дело неблагодарное. Про врага чего только не скажешь, лишь бы опозорить. Культурные особенности народов нужно воспринимать в контексте их развития и традиций, и ничего в том страшного нет.

Города, улицы, базары, одежда, оружие, утварь – все исполнено прекрасно, и не мозолит глаза. Если вы замечаете, какой красивый горшок стоял на подоконнике главной героини – грош цена такому фильму, потому что не горшок в нем главное. Весь антураж – всего лишь фон, призванный создать аутентичную атмосферу, в которой вам будет удобно воспринимать единство места и действия.

Нельзя обойтись без ложки дегтя. В тот момент, когда все бытие собирается отправится в тартарары, герой и героиня начинают целоваться. Счет времени при этом идет на миллисекунды, а им хоть бы хны. Их понять можно – они к этому весь фильм шли, но если представить на минуту, что на твоих плечах лежит судьба мира, и что от промедления зависит ВСЁ, и, зажмурившись, поверить, что ты сейчас на месте Дастана, то – ну ее на фиг, эту принцессу, не до нее сейчас, не до романтики, и не до любви. «Жили долго и счастливо» - это когда принцесса на троне, враги повержены, и можно расслабиться. Закон жанра. Ан нет: Дастан и Тамина умильно целуются, пока главный злодей ползет к своей главной цели, чтобы свершилось главное злодейство.

Дружба и братство, любовь и ненависть, зависть и властолюбие, мудрость и глупость, предательство и лукавство – в фильме есть все обязательные компоненты сказки. Как и в любой компьютерной игре, если дойти до конца – ты победитель. Зло повержено, ты – жив, Пески Времени укрощены.

Но жить нужно сейчас, и не думать о том, что было бы – если. Тоска об упущенных возможностях, мечты о «вернуться в прошлое, чтобы все изменить» - это извечный бич слабых духом. Приятно посмотреть на исполнение этой мечты в кино, но в жизни нужно думать вперед на несколько ходов.

Только так тебе не понадобятся Пески Времени. И только так ты сам будешь творцом своей судьбы.

Сказку сделать былью, а игру – фильмом

Яна Дексова, специально для Караван.kz

В майском номере журнала GQ его лицо и глаза - крупным планом на обложке. Гламурные плоскости (и крепости) полноцветных иллюстрированных СМИ в который раз пали и сдались на милость победителю – чтобы оттенить простую, пусть и отнюдь не крестьянскую (все-таки папа и мама - режиссер и сценаристка) харизму Джейка Джиленхолла.

А теперь о кулинарии. Вот вам рецепт хорошего кинопирога. За основу теста взять крепкий экшн, как следует пропитать историческим сиропом, взбить и ввести частями компьютерную графику, облить расплавленным романтическим шоколадом и подать тем, кто уже ел аналогичное, но в другом месте, а лучше – вообще давно подсел на сладкое.

Но вернемся к Джейку Джилленхолу (не в последний раз). Он как никогда и как нигде до очарователен со своей ладной фигуркой и синими глазами в антураже аналогичном компьютерной игре, где каждая встреча с Кинжалом Времени, то в замедленной съемке, то в рапиде отматывает вперед-назад событийную канву.

Скажу честно, в свое время, невзирая на все тепличные условия по части компьютерных прибамбасов, геймера из меня так и не вышло. Я не играла в «Принца Персии», но подглядывала на прохождение из-за плеча того, кто просиживал за ним сутки, и впитывала увлекательность многих моментов «Песков времени».

В картине представлена почти вся линейка традиционных театральных и голливудских амплуа: Хороший (Дастан), Плохой (Низам), Злой (Ассасин со змеей в рукаве), Наивный (братья Дастана) Веселый (хозяин страусиных бегов), Капризуля (принцесса Тамина).

Внутри действия моменты напряженности и экшна умело перемежаются с расслабленностью пейзажных зарисовок и остроумием отдельных реплик (хотя мне показалось, что дублерская команда сработала спустя рукава – торопилась что ли, или финансовый кризис, набрали не тех?).

Отдельное спасибо режиссеру и оператору за сцены боевых схваток, без лишних приукрашиваний и вычурных «а ля Матрица» полетов на врага – такое случилось лишь в одном эпизоде прыжка с 3-метровой высоты. А в остальном - все со вкусом, в режиме реального времени, быстро и крупным планом лишь конечный результат – проткнутая дротиками в нескольких местах грудь, поверженные наземь, провалившиеся внутрь, упавшие сверху.

Симпатичной и уместной показалась капризная нижняя губа принцессы Тамины, в ключе фирменного брукхаймеровского стиля (его героини вроде Киры Найтли в «Пиратах Карибского моря частенько то язвительно подкалывают, то упираются в самый неподходящий момент, то слишком много на себя берут).

Обволакивающий взгляд главного героя (как будто за шиворот или даже за пояс плеснули теплой водички), потрясающей красоты рептилии, развалины и песчаные барханы - все рекомендуется внимательно отследить от первого кадра до последнего.

У самого главного актера за плечами неудачные романы с Кирстен Данст и Риз Уизерспун, зато на повестке дня первая роль, где он выходит на первый и самый крупный план. Его часто путают с Тоби Магуайром (кстати, Джиленхоллу и впрямь чуть было не отдали роль Спайдермена в одном из сиквелов, но Тоби быстро вернулся из болезни в строй и замена не понадобилась); Хит Леджер, скоропостижно скончавшись, затмил этим фактом и перечеркнул напрочь всю работу Джейка в «Горбатой горе».

Наконец-то актерское трудолюбие вознаграждено.

И только истинные фанаты недоумевают: почему так слабо раскрыта тема ловушек? Вот где можно было бы компьютерно поизгаляться над главным героем, заставить его как следует попотеть, а сцены экшна сделать просто убойными (пусть в ловушки, опять же, попадали бы второстепенные или плохие герои). Не вскользь, а поприцельнее, да поакцентированнее – фильм бы от этого только выиграл.

Хотя не будем упускать из виду коммерческую и кассовую составляющие. Чтобы отбить потраченное (и не забываем, что это студия Disney, а не каких-нибудь братьев Ванштейнов контора), фильму присвоена самая обширная категория – чтобы все смотрели: беременным не сплохело, младенцы не делали в памперсы, пенсионеры за валидол не хватались. Посему - никакой крови фонтанами, постельных сцен и прочего. А вы попробуйте в таком разрезе удержать внимание объевшегося зрителя, которому кажется, что он все это когда-то уже видел!

И тем не менее «Принцу Персии» все удалось. Его хочется пересмотреть. А это ли не верный признак успеха?

Даже при завышенных ожиданиях, которые всегда случаются для специально и активно продвигаемых картин, на раскрутку и подогрев интереса к которым не жалеется сил и средств, даже при них зрительское послевкусие в данном случае осталось приятным.

Не пришлось скучать, не хотелось спать, не жаль времени, картинка радует глаз, музыка услаждает слух. Отличный релакс для любого зрителя, сколько бы лет ему ни стукнуло, и в каких отношениях с миром он бы с точки зрения генетики и социологии не состоял.

Ну а новый романтический герой – вот он, просим любить и жаловать. Роберту Паттинсону придется немного подвинуться, чтобы уступить место старшему коллеге.

Принц Дастан – 100%-й душка, добрый, внимательный, великодушный. Никакой самцовости, только благородная брутальность в грамотной смеси с юношеской порывистостью и романтичностью. При этом – отсутствуют приторность и глянцевость, одним словом, рыцарь без страха и упрека, чистой воды кинематографический бриллиант без изъяна, что в характере, что на светлом и чистом челе. Уверена, женская аудитория оценит его талант сполна.

УЧАСТВУЙ В КОНКУРСЕ - ПОЛУЧИ НАБОР ФИЛЬМОВ НА DVD >>

Загрузка...