Опубликовано: 1494

Нужен ли ребенку компьютер ?

Нужен ли ребенку компьютер ?

Всё чаще друзьями детей становятся не их сверстники, а цифровые гаджеты: компьютеры, игровые приставки.

Мы их дарим детям, не задумываясь над тем, а готов ли детский мозг освоить виртуальное пространство?

Дети всё чаще получают в подарок не книги, а электронные «игрушки». Рисуют они не в альбомах карандашами и кистями, а водя курсором мышки по экрану монитора. Малыши знакомятся с цветами и геометрическими фигурами по специальным развивающим программам. Увы, всё это веяния времени. На первый взгляд кажется, что не ничего плохого в том, что ребенок познает мир, а заодно и компьютерной грамоте обучается. Только вот все чаще приходит на ум мысль: а так ли это полезно ребенку? Практически все знают, что долгое сидение за компьютером вредит зрению. Но это не единственная неприятность, которая может случиться с ребенком, если его надолго оставлять наедине с «умной машиной».

Я прочитала в журнале «Психология» («Psychologies») мнение специалиста, врача-психиатра и психоаналитика. Он утверждает, что компьютерные технологии рассчитаны на взрослый мозг. Детский мозг только развивается, а ему уже предлагают осваивать реальный мир и виртуальный одновременно. Он не в силах это сделать по вполне объективным причинам: таковы законы формирования детской психики. Поэтому существуют правила пользования компьютером для детей.

Как ребенок познает мир до трех лет? Он должен все потрогать, понюхать, ощупать, попробовать на зуб. При этом все пять органов чувств ребенка активно включены в исследование. А если они работают, значит они развиваются. Таков процесс познания окружающего мира человеком.


До шести лет ребенок осваивает действия с предметами: он рисует или раскрашивает картинки, вырезает из бумаги, лепит из пластилина или глины, шнурует, завязывает и развязывает ленты, плетет косички, нанизывает пуговицы и бусы на нити, делает поделки, собирает пазлы и мозаику. Все эти и другие манипуляции с предметами развивают мелкую моторику детских рук. При этом развивается воображение и образное мышление.

Что взамен этого может предложить малышу компьютер? Не трудно догадаться. Знакомясь с миром через монитор компьютера, ребёнок только видит. И не более того.

Я думаю, есть над чем задуматься родителям. В связи с этим у меня возникает вопрос: а у многих ли дома есть пластилин? А часто ли на прогулке вы поднимаете с земли упавший лист и спрашиваете у ребенка, какого он цвета, формы, есть ли у него зубчики, видит ли он прожилки на листочке?

Так нужен ли маленькому ребенку компьютер? Конечно, не следует вовсе исключать компьютер из жизни малыша, но делать его единственным способом познания окружающего мира нельзя. Я уже писала в статье «Кризис первого года жизни ребенка: как избежать ошибок», что в период с года до трех лет малыш усваивает столько нового, сколько взрослый способен усвоить за 60 лет. Сажая ребенка за компьютер, мы лишаем его блага, которое дано ему Природой: полноценно познавать мир посредством всех органов чувств, а не только при помощи зрения.

Как правильно ввести ребенка в виртуальный способ познания окружающего? Здесь должно действовать так называемое правило «3-6-9-12″. До трех лет никакого компьютера, до шести лет никаких приставок, до 9 лет никакого интернета, до 12 лет пользоваться интернетом только с родителями. После 12 лет и до окончания детства ставить на компьютеры жёсткие программы-фильтры. Необходимо составить расписание для видеоигр: до семи лет они разрешаются не более 4 раз в день по 15 минут. Если игры более длительны по времени, то можно разрешить ребенку посидеть за компьютером и полчаса, но уже не каждый день, а 2-3 раза в неделю. После семи лет можно увеличивать время игр понемногу. Но содержание игр должно строго контролироваться родителями:

Необходимо обсуждать практический каждый сеанс игры с ребенком. Вы, наверное, станете расспрашивать ребенка о том, как он провел время на детском празднике, или понравился ли ему спектакль или новогоднее представление. Так почему же не обсудить и компьютерную игру?

Детские развивающие компьютерные программы и игры, бесспорно, формируют внимание, память, координацию. Но они мало способствуют развитию эмоционально-личностной сферы, и уж тем более не помогают развитию речи и воображения. Поэтому так важно общаться со своим ребенком, рассказывать ему о своих чувствах и переживаниях, настраивать ребенка на диалог. Только так ребенок сможет освоить виртуальный и реальный мир одновременно. 

Загрузка...