Опубликовано: 620

Нобелевскую премию по литературе получил перуанский прозаик Марио Варгас Льоса

Нобелевскую премию по литературе получил перуанский прозаик Марио Варгас Льоса

Перуанский прозаик Марио Варгас Льоса стал в четверг нобелевским лауреатом в области литературы за 2010 год. В мотивировке Шведской академии говорится, что высокое звание присуждено 74-летнему автору за "определение властных структур и пронзительную картину сопротивления личности, ее бунта и поражения".

Марио Варгас Льоса - один из ведущих писателей-новаторов современной латиноамериканской литературы. В литературе Латинской Америки его имя стоит рядом с такими классиками XX века, как Маркес, Кортасар и Борхес. Первый же его роман "Город и псы" (La ciudad y los perros, 1963), с которым писатель триумфально вошел в литературу, произвел в Лиме скандал, повлекший публичное сожжение книги. Действие романа разворачивается в стенах военного училища, куда родители отдают своих детей для "исправления", чтобы из них "сделали мужчин". На самом же деле там царят жестокость, унижение и подлость. Там калечат души.

- Библиография Марио Варгаса Льосы - Президент Перу под давлением Варгаса Льосы возобновил расследования нарушений прав человека

Роман стал культовой книгой для молодежной читательской аудитории СССР. В СССР и в США роман был экранизирован: советский "Ягуар" снят режиссером Себастьяном Аларконом в 1986 году и принес известность актеру Сергею Векслеру.

В романе "Зеленый дом" (La casa verde, 1968) центральные темы насилия и отчуждения развиваются одновременно в пяти пересекающихся сюжетах. Писатель использует изощренную технику монтажа - с мгновенными переключениями времени и места действия и множественными точками зрения. Рассказ "Щенки" (Los cachorros, 1967) описывает историю кастрированного юноши в "мачистском" (от исп. macho - "самец", "настоящий мужчина") окружении. Роман "Разговор в Соборе" (Conversacion en La Catedral, 1969) вскрывает коррумпированность перуанского общества в период диктатуры Мануэля Одрии (1948-1956). В романе "Капитан Панталеон и рота добрых услуг" (Pantaleon y las visitadoras, 1973) в фарсово-сатирическом ключе изображено стремление солдафонов регламентировать все, даже сексуальную жизнь подчиненных. В детективной повести "Кто убил Паломино Молеро?" (¿Quién mató a Palomino Molero?, 1986) история убийства молодого певца становится поводом для исследования зыбких границ истины и справедливости.

Варгас Льоса опубликовал также романы "Тетушка Хулия и писака" (La tia Julia y el escribidor, 1977), "Война конца света" (La guerra del fin del mundo, 1981), "История Майты" (La historia de Mait, 1984) и исследование о творчестве Флобера (1975), говорится в энциклопедии "Кругосвет.ru".

Марио Варгас Льоса (Mario Vargas Llosa) родился 28 марта 1936 в Арекипе. Учился в военном училище Леонсио Прадо, затем в столичном университете Сан-Маркос. В 1958 году получил стипендию в Мадридском университете и надолго уехал в Европу и США. В 1967 году, получив Международную премию имени Гальегоса, Варгас Льоса произнес знаменитую речь о тесной связи писателя с общественной жизнью. Впоследствии, воплощая свои слова в действие, баллотировался на президентских выборах в Перу в 1990, но потерпел поражение.

Варгас Льоса - член Испанской королевской академии, почетный доктор ряда университетов Европы и Америки. Кавалер Ордена Почетного легиона (1985). Лауреат Премии принца Астурийского (1986), Премии Сервантеса (1994), Премии мира немецких книготорговцев (1996), Премии Чино дель Дука (2008).

"...На этот раз он бьет как следует, носком сапога. Кадет визжит, пролетает два метра и шлепается на землю. Песоа жадно заглядывает в лицо лейтенанту. Тот улыбается. Кадеты вторят. Нуньес встает, потирает зад и тоже улыбается. Песоа собирается с силами. Уриосте – самый сильный во взводе, а может, и в училище – расставил для равновесия ноги. Песоа ударяет, он не движется.

– Второй взвод, – командует Гамбоа. – Трое последних.

И так взвод за взводом. Щуплые кадеты из восьмого, девятого и десятого катятся по земле до самого плаца. Гамбоа не забывает спросить каждого, что он хочет: шесть штрафных или прямой угол. И всякий раз говорит: "Воля ваша".

"...Первый взвод занимается в новом корпусе - на втором этаже. Здание, хоть и новое, уже облупилось, и пятна сырости испещрили его; к нему примыкает уставленный грубыми скамьями актовый зал, где раз в неделю кадетам крутят фильмы. Моросит, и мокрый плац похож на бездонное зеркало. Обутые в ботинки ноги ступают на блестящую гладь, опускаются и поднимаются в такт свистку. Ближе к лестнице ребята припускают рысью; подошвы скользят, сержанты орут. Из класса виден асфальтированный двор, по которому чуть не каждый день идут к своим корпусам четвертый курс и псы с третьего под градом плевков и снарядов, которыми их осыпают старшие. Негр Вальяно швырнул один раз деревяшку. Раздался вопль, и по двору метеором промчался пес, зажимая рукой ухо; сквозь пальцы лилась кровь, расплываясь темным пятном на сукне куртки. Взвод сидел без увольнительной две недели, но виновника не нашли..."

("Город и Псы")

Библиография Марио Варгаса Льосы:

Романы:

- La ciudad y los perros / "Город и Псы" (1963) - La casa verde / "Зеленый дом" (1966, Премия Ромуло Гальегоса) - Los cachorros / "Щенки" (1967) - Conversacion en La Catedral / "Разговор в Соборе" (1969) - Pantaleon y las visitadoras / "Капитан Панталеон и рота добрых услуг" (1973) - La tia Julia y el escribidor / "Тетушка Хулия и писака" (1977) - La guerra del fin del mundo / "Война конца света" (1981) - ¿Quién mató a Palomino Molero? / "Кто убил Паломино Молеро?" (1986) - Elogio de la madrastra / "Похвальное слово мачехе" (1988) - Lituma en los Andes / "Литума в Андах" (1993) - Los cuadernos de don Rigoberto / "Тетради дона Ригоберто" (1997) - La Fiesta del Chivo / "Нечестивец, или Праздник козла" (2000) - Travesuras de la nina mala / "Похождения скверной девчонки" (2006)

Пьесы

- La huida del inca / "Бегство инки" (1952) - Kathie y el hipopotamo / "Кэти и гиппопотам" (1983) - Odiseo y Penelope, teatro / "Одиссей и Пенелопа" (2007)

Президент Перу под давлением Варгаса Льосы возобновил расследования нарушений прав человека

Президент Перу Алан Гарсиа в ответ на обращение Марио Варгаса Льосы отозвал собственный указ о приостановке расследования нарушений прав человека, совершенных до 2003 года - в период борьбы перуанских властей с повстанцами.

Ранее писатель заявил, что этот указ - "завуалированная амнистия" военным и сотрудникам спецслужб, которые в 80-90-е годы похищали граждан, убивали подследственных и применяли пытки.

Варгас Льоса высказал подозрение, что Гарсиа стремится скрыть преступления, совершенные во время его первого пребывания на посту президента в конце 80-х годов.

Источник: NEWSru.com.

Загрузка...