Опубликовано: 1070

Непредсказуемый Брамс

Непредсказуемый Брамс

Обыватель, впервые услышавший инструменты оркестра, сразу же выдаст свои ассоциации: контрабас  ворчит, виолончель грустно вздыхает, флейта  - нежная аристократка.  А скрипка?

Скрипка, конечно же, поет! Это выражение о пении скрипки так и закрепилось за этим инструментом, потому что попало как раз в точку. Песнь скрипки у Брамса непредсказуема: взлеты и падения во взаимоисключающих сочетаниях, внезапная смена настроений,  резкий обрыв и нежнейшее продолжение прерванного напева…

Что может быть еще более интересней в такой сложности произведений композитора? Скорее всего  - личность скрипача. Эта грациозная и необыкновенно милая солистка управлялась с Брамсом,  да и с инструментом технично, без компромиссов, а скрипка пела так бесподобно, что зрители «Шалкымы» сидели затаив дыхание. Изумительное сольное выступление Екатерины Грибановой  из Санкт-Петербурга  в концертном зале Караганды было поистине еще одним открытием Брамса, которого смогли почувствовать сквозь время и как человека, и как создателя «Концерта для скрипки с оркестром». У меня был естественный вопрос  главному дирижеру и художественному руководителю симфонического оркестра  Карагандинского объединения имени Кали Байжанова, лауреату Всероссийского конкурса Петру Грибанову, который, пожалуй, задавали себе в этот вечер многие зрители:

- Почему же только сейчас вы показали нам вашу дочь?

- Мы видели в нашем зале выступление с оркестром детей наших музыкантов. Это и Илья Иванов, и Жанна Семченкова, и Елена Брусенцова. Возможно, именно так распорядилась судьба, что Екатерина  Грибанова сегодня выступила в городе, где училась в  Областной музыкальной школе у прекрасного педагога Евгении Давыдовны Буртман.

- Оказывали ли вы непосредственное влияние  на музыкальное будущее вашей дочери и выбор инструмента?

- Скорее всего,  нет. Все было спонтанно, но в семье всегда звучала классика, были домашние концерты, где все мы и пели и играли. Даже потом, когда Катя училась в музыкальной школе, я специально с ней не занимался, не подталкивал, а уважал ее мнение. Обучать собственных детей – трудная задача, практически невыполнимая, и я всячески от этого уходил, пока они были маленькими. Я мог только советовать уже взрослым музыкантам, когда и им уже стало интересно со мной в этом вопросе. Мы отлично понимаем друг друга.

- Как часто вы хвалите за хорошее исполнение или, наоборот,  ругаете?

- Я никогда не позволяю себе высказывать  недовольство  или  навязывать свое мнение. Хвалю редко, но они знают, что когда это происходит, то это означает только одно – все отлично.
   Мы много говорили с Петром Алексеевичем о Екатерине, его глаза светились радостно и восторженно. В принципе, он всегда легкий и энергичный человек, открытый для общения, а общаться с ним, вы можете мне поверить, очень приятно – это интереснейший собеседник, тактичный и чуткий. Конечно же, было понятно и без его подтверждения, что  он  искренне рад и, естественно для отца, горд, что в сегодняшнем концерте Петр Грибанов находится за дирижерским пультом, а Екатерина Грибанова – солистка.  Сама исполнительница подтвердила это  мое утверждение:

- С ним приятно работать. Страха нет, а ответственности, конечно, больше. Не легче, нет, потому что почти полугодовая подготовка к концерту о многом говорит. Он просто понимает меня со всех точек зрения.

- Собираетесь ли вы продолжить сольную карьеру?

- Скорее, нет, потому что тогда от всего в жизни придется отказаться и заниматься только музыкой. А сольные выступления, кстати,  – это мечта многих музыкантов  любого симфонического оркестра. Я думаю, что иногда можно себе такое позволить.

   Екатерина говорила о том, что два сольных концерта разделяет целое десятилетие, что она счастливая мама (сыну 11 лет, дочери – 6) и супруга, что ее любви хватает на профессию (она артиска оркестра Михайловского театра) и семью, что она страстно влюблена в Санкт-Петербург, несмотря на то, что солнечных дней в нем только десятая часть в году.  Передо мной была красивая молодая женщина, с обворожительной улыбкой и приятным голосом. Она отличалась  именно солнечностью настроения и необыкновенной силой любви к инструменту, способностью  подчинить себе песнь скрипки непредсказуемого Брамса. Очень красиво прозвучало в концерте и затем  от самой  Екатерины воспоминание о своем педагоге, которой и посвятила она выступление в Караганде. Евгения Буртман не только была для Екатерины Грибановой внимательным и прекрасным педагогом, он  для нее родной  по любви к музыке и жизни человек.

    Много цветов с нежным ароматом наполнили «Шалкыму» еще до начала концерта и сопровождали в течение всего выступления Екатерины Грибановой. Непредсказуемый Брамс стал нам ближе благодаря искренней «песни» скрипки в хрупких руках солистки. Удачи вам, маэстро Петр Грибанов и Екатерина  Грибанова!

Загрузка...