Опубликовано: 1171

Не все то золото, что блестит

Не все то золото, что блестит

В Государственном Академическом русском театре для детей и юношества им. Н. Сац состоялась премьера спектакля по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик».

Как известно, в Стране Дураков есть волшебное поле - называется оно Поле Чудес… Выкопай на этом поле ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты.

Знакомо с детства? Еще как! И сегодня актуально!

А вот это?

Какой несчастный случай
Завел меня в туман
К Мальвине приставучей
Попался я в капкан!

На спектакле, поставленном режиссером из России Алексеем Орловым, мы встречаемся со своими любимыми героями, со своим детством, если вы уже выросли, и вновь переживаем приключения чудесного деревянного мальчика, когда он «ведется» на обещания о сказочном богатстве лисы Алисы и кота Базилио.

Интересна история создания повести.

В 1923-24 году Алексей Николаевич Толстой, будучи в эмиграции, начал работу над повестью Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», которую он хотел издать в своей литературной обработке. Поначалу Толстой довольно точно передавал сюжет итальянской сказки, но потом увлёкся оригинальной идеей и создал историю очага, нарисованного на старом холсте, и золотого ключика. Сказка Коллоди полна морализаторства и поучительных сентенций. Толстому же хотелось вдохнуть в героев больше духа авантюризма и веселья.

В августе 1936-го года сказка была закончена и сдана в производство в издательство «Детгиз». Алексей Николаевич посвятил свою новую книгу своей будущей жене Людмиле Ильиничне Крестинской - впоследствии Толстой. Тогда же, в 1936 году, сказка начала печататься с продолжением в газете «Пионерская правда»…

Несколько раз сказка игралась на сцене ТЮЗа. В 1948 году Буратино заговорил по-казахски – начала работать казахская труппа театра, а почти 40 лет назад, в сезоне 1972-1973 года, девочку с голубыми волосами Мальвину сыграла засл. арт. Республики Казахстана Татьяна Николаевна Тарская, тогда просто молодая актриса Танечка Тарская. Кстати, в новом спектакле актриса играет крысу Шушару.

Мне очень понравились актеры, играющие в спектакле. Открыл в себе новые таланты актер Виталий Куприянов в роли Буратино. Он изумительно передал пластику, повадки молодого деревянного человечка, и хотя актер не маленького роста, этого не замечаешь – в конце концов, сегодняшний Буратино может быть и акселератом.

Интересно придуман верстак, на котором словно показан процесс появления Буратино на свет. Любопытно, что верстак стоит на ножках, а голова Буратино вертится и разговаривает.

Особо мне хотелось бы отметить замечательную парочку – кота Базилио и лису Алису. Эти играют две пары актеров – Татьяна Костюченко и Александр Зайцев, Наталья Бардина и Юрий Гнусарев. Все артисты хороши.

Открылся в новом качестве для меня Андрей Пасаженников, который из небольшой роли сумел создать «изюминку». Его «сольная партия» Дуремара проходит просто на бис. «Пиявочки, козявочки, малявочки, разявочки… Ваш кусачий нрав я умираю, как люблю...» - поет он. Кажется, актер сам получает удовольствие от своей игры. А как иначе?

Хорош Ильяс Турманов в роли папы Карло, который ухитрился выступить с разницей в несколько дней в самых разных премьерах и противоположных ролях. Он же – глава района во взрослом спектакле «Памятник» на камерной сцене. Представляю, сколько сил и эмоциональной энергии требовалось от актера в последнее время!

Мальвина показалась мне наиболее интересней в исполнении Натальи Луниной. Пудель Артемон в исполнении засл. деятеля РК Евгения Дубовика прекрасно поет, интеллигентен, настоящий джентльмен и спаситель маленьких девочек. Нашла замечательные детали – перчатки с когтями для своей крысы Шушары засл. артистка РК Татьяна Тарская, которая умеет блеснуть даже в самой маленькой роли.

Ну и, конечно, великолепна Валерия Крымская в роли черепахи Тортиллы.

Стать богатеем иной норовит.
Золото копит ночами не спит.
Не все то золото, не все то золото,
Хоть и сверкает и даже блестит… - поет мудрая Черепаха Крымской.

А как вам нравится вот это? «Не покупается, не покупается доброе имя талант и любовь…» Актуально звучит, да? Особенно в наше время, когда покупается, кажется, буквально все.

Песенка, как говорится, из другой оперы, но вписалась «Золотой ключик» очень хорошо. Это просто эстрадный номер примы в сопровождении танцевального ансамбля лягушек в блестящих сарафанчиках. А сама Тортилла одета в панцире-платье, остроумно придуманное художником по костюмам Татьяной Болотовой.

Вообще в спектакле очень удались танцевально-песенные вставки, единственная претензия, что их меньше, чем хотелось бы. И еще мне кажется, было бы интереснее, если было бы больше разговоров актеров с залом. В самых удачных спектаклях они есть. Наши маленькие зрители всегда очень благодарны и охотно участвуют в подобных диалогах.

Как всегда интересны декорации главного художника театра Владимира Пономарева, например, лоскутная повозка бродячего театра с креслом-троном Карабаса-Барабаса.

Мне нравится в спектаклях детского театра то, что лучшие из них с одинаковым интересом смотрят и взрослые, и дети. Это «Бременские музыканты», «Кошкин дом» думаю, к ним можно отнести и «Золотой ключик».

Ну а в конце спектакля его герои попадают в страну счастья.

«Возьмем из старой сказки все солнышко и краски, и небо нарисуем, и сады!» – поют Буратино и Мальвина, Карабас Барабас и кот Базилио... Ведь в сказочной стране счастья все герои исправились и стали очень даже положительными.

Красное, зеленое, оранжевое небо, голубое небо, алые рассветы…
Желтый одуванчик, синяя река. Белые пушинки-облака…

Загрузка...