Опубликовано: 1582

«Мой способ шутить – это говорить правду…» (фото)

«Мой способ шутить – это говорить правду…» (фото)

В Государственном академическом русском театре для детей и юношества Казахстана, на Камерной сцене, премьера – спектакль по пьесе знаменитого драматурга Бернарда Шоу «Миллионерша».

Казалось бы, что общего есть у пьесы, написанной с 1935 году, и сегодняшней действительностью? Но на то Шоу и классик, что его произведения актуальны во все времена.

Главная героиня спектакля Эпифания в исполнении засл. арт РК Ольги Коржевой - женщина, главным в жизни которой являются деньги. Она все время  повторяет: «Без денег никто ничего из себя не представляет», «Деньги это сила», «Это удовольствие – делать из денег деньги…»

Актуально, не правда ли? Особенно для нас, когда мы из социализма, где «человек человеку друг, товарищ и брат» неожиданно оказались в капитализме, где позволено  иметь такие деньги,  которые нашим бабушкам и дедушкам даже не снились.

Понятно, что энергичной Эпифании («С тобой трудно ужиться, как с вулканом», - говорят ей) и мужчины попадаются меркантильные, жаждущие денег, а не любви.

Как известно, у знаменитого драматурга были левые взгляды, хотя революции он не приветствовал. Шоу бывал в СССР, где встречал теплый прием. Известно высказывание о нем В.И.Ленина: «Честный парень, попавший в среду фабианцев». (Фабианцы полагали, что преобразование капитализма в социалистическое общество должно происходить постепенно, медленно, в результате постепенных преобразований. - Л.М.)  Шоу – яркий представитель интеллектуального театра. Как пишут критики, он «создал особый тип драмы-дискуссии»,  герои которой, нередко эксцентричные персонажи, выступают как носители идейных позиций».

Поэтому пьеса, которая  на 20 лет была начисто забыта нашими режиссерами, имела подводные камни.  Для того, чтобы выйти замуж за любимого, например, Эпифания  должна была заработать деньги собственным трудом. И вот в конце спектакля героиня «перевоспитывается», понимает, что главное  в жизни не деньги, а труд и любовь, а в фильме по спектаклю театра Вахтангова, который я с удовольствием посмотрела в Интернете, даже мечтает поехать в СССР.

Режиссер тюзовского спектакля Алексей Орлов, на мой взгляд, «подводных камней избежал», акцентируя свое внимание не на политических взглядах драматурга,  а на его чувстве юмора, эксцентрике, гротеске, сатирическом заострении. Словом том, что удачно сформулировал в свое время Уинстон Черчилль. «…Я сохранил живые впечатлении  от этого яркого, умного, горячего и понимающего человека, этакого деда Мороза, танцующего в круге солнечных блесток…»

Орлов ввел в спектакль, совсем в духе мистификаций Шоу, …кабаре. Зачем оно, каждый зритель может понимать  по-своему.  Я лично думаю, что актеры кабаре помогают режиссеру рассказывать историю о Миллионерше. В самые ответственные моменты они вмешиваются в сюжет и эмоционально иллюстрируют мысли и чувства героев. Например, при встрече Эпифании  с доктором, когда Миллионерша неожиданно для себя влюбляется.

В спектакле все гротескно и немного утрированно, как и полагается в кабаре. Актеры просто купаются в этой фантасмагории и делают это блестяще. Мне показалось, что проходных ролей здесь нет. Это и наша блистательная Ольга Коржева  в главной роли Миллионерши, и Аластер – засл.деятель РК Евгений Дубовик – роль, словно  для него написана, и горе-любовник Адриан – Александр Зайцев… Может показаться, что немного «пережимает» арт. Наталья Лунина в роли Полли – драные чулки, но я думаю, для  кабаре это вполне оправдано… Можно покритиковать Ильяса Турманова, который, может, не достаточно энергично показывает пылкие  чувства своего доктора (вспомним в этой роли Яковлева у вахтанговцев),   но и это в духе Шоу – почему бы героине не влюбиться в этого наименее  подходящего для нее человека!

Что там говорил на этот счет сам знаменитый драматург? «Чем дольше я живу, тем больше склоняюсь к мысли о том, что в солнечной системе Земля играет роль сумасшедшего дома».
Хотелось бы отметить «кабаре» – замечательных актрис театра Кристину Золочевскую, Ольгу Бобрик, Татьяну Костюченко,   Марию Коваленко, которые задают тон спектаклю и, безусловно, украшают его. Браво, девочки!

Хорош молодой актер Алексей Новоселов в роли конферансье. Он оригинален, пластичен, энергичен. Это его первая серьезная роль в театре. С успешным дебютом, Алексей!

Немного об оформлении спектакля. Художник–сценограф,  а заодно главный художник театра  Владимир Пономарев на этот раз был очень лаконичен: декораций мало, привлекают только светящиеся огоньки вдали сцены, зато костюмы просто роскошны,  даже если они и не всегда к месту – но кабаре есть кабаре – закон жанра. 

Вот такой спектакль,  на мой взгляд, очень удачный, поставили тюзовцы.
Мне очень нравится «Игра в бисер» Игоря Волгина на российском канале «Культура», который в конце каждой передачи повторяет: «Читайте и перечитывайте классику». Так вот и мне здесь хочется воскликнуть: «Приходите в театр,  смотрите  и пересматривайте классику!»
Ну а в конце не  откажу себе в удовольствии  еще раз процитировать своего любимого Шоу: «Мой способ шутить – это говорить правду».

Загрузка...