Опубликовано: 2112

Марат Айнеков: Мы живем в прекрасное время!

Марат Айнеков: Мы живем в прекрасное время!

Творчество Марата Айнекова – отдельная глава в книге современного изобразительного искусства Казахстана.

Автор монументальных памятников в Казахстане и за рубежом, Айнеков много и плодотворно работает: ведет класс скульптуры в стенах Национальной академии искусств им. Т. Жургенова, деятельно участвует в жизни страны – он член правления Союза художников Казахстана, лауреат многих международных форумов скульптуры. Был участником Всемирного курултая казахов. Большой, сильный, красивый, он излучает спокойствие и доброту. Зная его более тридцати лет, сегодня заново открываю для себя личность художника. Мы беседуем в его мастерской.

– С чего начиналась ваша творческая жизнь?

– Я родился в Балхаше 22 июня 1941 года. Окончив 10 классов, поехал в Алма-Ату, поступил в художественное училище. С 1967-го начал учебу в Ленинграде, в Академии художеств, а прежде случилась моя встреча с Иткиндом. Это потрясающий мастер и человек. Тогда уже он был в преклонном возрасте. Принял меня тепло. У него было поразительное чувство юмора. Он подарил мне несколько своих рассказов, страшно смешных. И вообще, он был не от мира сего, знал только свои работы из дерева и жил только искусством. Наверное, видя, как он работает и чем дышит, я тогда по-настоящему ощутил смысл творчества. И бесконечно ему благодарен.

Уже в стенах Академии художеств я не раз вспоминал его уроки бескомпромиссности и душевной чистоты. Он рассказал мне о себе немного. Непростая судьба. Годы жизни в Петербурге – под запретом, потом – в Петрограде. Крупные заказы из знаменитых музеев Европы, отказ уехать из России, ссылка на Алтай. Наконец, встреча со своей судьбой – тетей Соней, так мы, студенты, звали его жену, и работа и жизнь в Алма-Ате. Когда я признался, что хочу ехать учиться в Ленинград, он дал мне задание найти своих родственников и благословил. А те, в свою очередь, изумленные, растроганные – ведь не виделись с ним 30 лет, приняли участие в моей судьбе и помогали в течение всех лет учебы и позже. Такое не забывается!

– Кто был вашим наставником в Академии художеств?

– Учился я у Вениамина Пинчука, но в дипломный, завершающий год из-за его болезни мной руководил Михаил Аникушин. Безусловно, они – разные мастера. И вот как я понял это. Диплом назывался «Чабан». Работа была закончена, смотрела ее рецензент. В канун защиты пришел Пинчук. Взглянул и – всегда очень сдержанный – вдруг выругался и ушел рассерженный. Работу я сломал и принялся за новую. Впереди – сутки. Словом, закончил к утру. Сокурсник, поначалу испугавшись, «болел» за меня, и вместе мы явились на защиту. Вениамин Борисович выступил, расхвалив работу так, что все согласились. Академию окончил с «отличием», получил несколько лестных предложений остаться учиться, работать, но решил вернуться домой, и жена меня одобрила. Мы приехали в Алматы.

– Что для вас «творчество»?

– С 1973 года началась моя творческая жизнь в Алматы. Сначала преподавателем художественного училища, позже – главным художником в Доме дружбы. Сразу же – много работ и заказов. Стал членом Союза художников СССР, много ездил по стране и по миру.

Говорить о творчестве непросто. Наверное, лучше об этом «говорят» твои работы, то, что ты в них вложил. А из жанров самый близкий – портрет. Среди материалов – гранит. Люблю его за твердость. Преодолевая сопротивление, утверждаешься сам. Смысл – в преодолении!

Вообще, форм пластического искусства много. Одна из самых продуктивных и значительных, на мой взгляд, это симпозиумы на открытом воздухе, пленэры.

– В чем преимущества этого вида творчества перед другими, актуальность для Алматы или страны?

– Это особо актуально сейчас для нашего города. Алматы становится финансовым и туристическим центром Азии, и здесь, как нигде, необходимо проводить эту акцию. Такая работа на сравнительно небольшой площадке группы профессионалов из разных регионов страны и мира дает поразительные по совокупности результаты. За 1,5–2 месяца работы из местной породы камня скульпторы высекают одну, две, а то и три работы, которые остаются в дар городу. И рождается со-дружество, со-творчество, которые становятся мостами дружбы, подлинного сотрудничества между странами, континентами. Так возникают города-побратимы.

Мы занимались этим в Казахстане порядка 10 лет, создавая уникальные парковые зоны в Алматы и Шымкенте, Жамбыле и Усть-Каменогорске, Атырау и Актау. И после 10-летнего перерыва пора вернуться к этому важному, благородному и полезному делу для Алматы и всей страны.

– Ваш личный опыт на этом поприще, каков он?

– Прежде вспомню эпизод из того времени, когда я работал главным художником Дома дружбы. Было множество делегаций на правительственном уровне из всех уголков земного шара. И вот приехали итальянцы. Мне нравился Ренато Гуттузо, художник, патриот, человек. В числе гостей он двигался по залу, а я быстро набросал его портрет. Он подошел, взглянул на него и предложил оставить ему на память. При одном условии – моей дарственной надписи. Что я и сделал. Оказалось, нас в этот момент сфотографировали. Всемирно известный художник и я среди гостей.

А потом мне привелось много работать за рубежом в составе творческих групп международных симпозиумов по камню и в Турции по приглашению правительства.

В симпозиумах скульптуры принимал самое активное участие – во всех казахстанских (1986–1990) и в международных (Польша, Германия, 1985–1991). Там я сделал из черного мрамора «Томирис» и из цветного – «Кулагер», удостоившись золотой медали и звания лауреата международного конкурса.

За рубежом осталось множество моих работ – в дар городам после симпозиумов европейских и особенно много – в Турции, где привелось проработать около 10 лет.

– Что на сегодня является главным в вашей жизни и творчестве?

– Удивительная история моего народа! Лишь теперь я узнаю многое из древнейших истоков. Кстати, о предках. Я – из рода тобыкты. Изучаю свои корни. Заново открываю для себя имена и поэзию Магжана Жумабаева, Макатаева, Азербаева. Читаю с упоением! Абай, Ильяс Жансугуров, Ильяс Есенберлин! Одаренность нашего народа потрясающа! Какие личности творили на этой земле! Вообще, побывав в разных местах, повидав красоты, я открыл для себя, что самый удивительный, необычайный, несравненный по красоте город – это родина, это – Алматы! Как никогда остро чувствую мощную энергетику нашей земли. Казахстан набирает сейчас рост и силу по всем параметрам: и в искусстве, и в строительстве, и в индустрии. Молодежь нашу знают повсюду за рубежом – а это завтрашний день! Мы живем в прекрасное время!

Памятник Магжану Жумабаеву, выдающемуся деятелю культуры Казахстана, поэту, просветителю, борцу за процветание родной земли и права народа, был создан Маратом Айнековым в Казахстане в 1993 году. Его установили в центре Петропавловска, на родине Магжана. Проникновенная тонкая поэзия Магжана не имеет аналогов. Его трагическая биография потрясла художника, взявшего на себя долг – создать олицетворение Поэта в камне.

Молодой, вдохновенный, красивый, он возникает на высоком постаменте в светлом граните, притягивая взоры и заставляя остановиться в раздумье и восхищении. Это – первый памятник Магжану на казахской земле.

Одно из самых значительных созданий Марата Айнекова – памятник Абая (2006 г.) в Москве. Рядом с посольством Казахстана, на Чистопрудном бульваре, он органично «вписался» в это любимое москвичами место старой Москвы. И стал средоточием духовности, не признающей барьеров и границ. Ведь Абай, безмерно любя свой народ, звал его к высотам духа общечеловеческим, оставаясь сыном своего Отечества. И таким создал его Марат Айнеков, отмечающий вместе со страной 20-летие Независимости Казахстана и свое 70-летие.

Поздравляем юбиляра и желаем от всей души огромных свершений на творческом пути, крепкого здоровья и счастья!

Источник: Казахстанская Правда.

Загрузка...