Опубликовано: 1209

Конформизм: марш согласных

Конформизм: марш согласных

Иногда кажется, что сейчас все помешаны на «собственном мнении». Мало просто его иметь – надо еще активно его высказывать. По каждому вопросу: будь то дебаты вокруг Pussy Riot или Навального, выдвижение инициатив на работе или комментирование чужого образа жизни.

Более того, мнение надо не только иметь и высказывать, но и уметь отстаивать. Не спорю, навык грамотной аргументации – на вес золота. Вопрос в другом: стоит ли доводить до абсурда демонстрацию собственного мнения и нежелание признать, что истину высказал кто-то другой, а не вы? Почему одни считают постыдным и инфантильным согласие с чужим мнением, а другие – не считают нужным высказывать собственное?

Понятие конформизма напрямую связано с механизмом социального влияния. Риторический вопрос, можно ли жить в обществе и не поддаваться его влиянию, издавна волновал умы и философов, и обычных людей. Наука же выявила, что окружающие воздействуют на нас одним своим присутствием. Некоторые люди считают, что могут быть самими собой только в уединении, другие же – маются, предоставленные самим себе, и остро нуждаются в обществе. Стоит ли удивляться, что взаимодействуя с окружающими, мы преследуем разные цели и для их достижения прибегаем к определенным моделям поведения.

Типы конформизма

1. Уступчивость

Это самая поверхностная форма конформизма. В этом случае согласие с большинством продиктовано желанием избежать отвержения, заслужить социальное признание и одобрение. Такое поведение сохраняется, пока актуальна соответствующая ситуация. Например, в рабочем коллективе может быть принято в добровольно-принудительном порядке собирать деньги для именинников. Не всегда это пересекается с нашими душевными порывами, но мы поддерживаем традицию, чтобы не идти наперекор коллективу и не создавать конфликт.

2. Идентификация

В данном случае согласие с другими людьми происходит в определенное время и в определенной форме. Это часть общей схемы взаимоотношений, которые человек старается поддерживать. В этом случае важно не само поведение, а тот факт, что конформизм позволяет установить или поддерживать те или иные взаимоотношения. Например, профессионалы сферы услуг работают в согласии со схемой «клиент всегда прав». Это соблюдение правил игры, когда человек идентифицирует себя с ролью продавца. Клиент может спровоцировать скандал, чтобы просто выпустить пар, а перед ним еще и извинятся, дадут скидку и скажут «приходите еще», но это будет мнение, которое правильно высказать вслух. Мысленно же ему пожелают «всего хорошего».

3. Интернализация

Эта разновидность конформизма обусловлена системой ценностей самого человека, его личными убеждениями. В этом случае было бы даже некорректно сказать, что мы поддаемся чужому влиянию. Мы соглашаемся с кем-то, не потому что нам это выгодно, а потому что искренне разделяем взгляды этого человека. Такой конформизм сохраняется гораздо дольше, чем требует ситуация, это мнение становится точкой зрения человека, частью его убеждений. Например, желание помогать детям-сиротам, пожилым людям или вступить в ряды добровольцев поисково-спасательных операций по примеру кого-то из знакомых продиктовано не жаждой социального одобрения и признания (ведь люди делают добрые дела и без огласки), а тем, что это вписывается в систему ценностей человека.

При более пристальном рассмотрении форм конформизма и его причин, становится видно, что не так он страшен, как его малюют. Нередко надеть маску конформиста выгоднее и умнее, чем лезть на амбразуру с честным мнением, рискуя более фундаментальными вещами, чем Я-демонстрация. Но не стоит и заигрываться в «правила поведения», чтобы все-таки не потерять собственное «Я». Часто используя конформизм (кроме его третьего типа), вы рискуете стереть границы между собственным мнением и социально желательным, а в особо запущенных случаях даже по пустяковому вопросу, от которого не зависит ни его репутация, ни отношение других людей, человеку сложно высказать собственное мнение за его неимением, так как он привык примыкать к большинству.

Факторы, влияющие на конформизм

Когда мы не уверены в правильности своего ответа, охотнее соглашаемся с мнением других людей.

Наше стремление соглашаться с точкой зрения других зависит не только от требований, которые предъявляют нам окружающие, но и от предъявляемых самим себе. Именно поэтому перфекционисты склонны отстаивать собственное мнение, даже при наличии других, более здравых мыслей, ведь для них недопустимы ошибки и поражения.

Желание примкнуть к той или иной точке зрения не обязательно связано с количеством союзников. Иногда на нас оказывают влияние те, кто не меняет свое мнение и уверенно его отстаивает, даже будучи в абсолютном меньшинстве.

В повседневной жизни мы часто уступаем в тех вещах, которые считаем не очень важными. Если в очереди кто-то вежливо просит пропустить его вперед, многие из нас спокойно соглашаются. И последнее, о чем мы думаем в данный момент, так это о том, что забили на собственное мнение и проявили конформность.

Люди всегда испытывают сильное беспокойство, если им приходится нарушать нормы ожидаемого социального поведения. Поэтому когда стоит вопрос выбора «быть или не быть», не у каждого хватит духу пересилить нервное напряжение, отказаться от комфорта и плыть по течению.

Если сомневающегося человека уговорить сделать какую-то мелочь, то после этого он легче соглашается и на более серьезные поступки. Это связано с тем, что у него меняется так называемый «Я-образ»: если раньше он считал себя человеком, которому трудно принимать решения, то теперь – личностью, способной действовать.

Конформизму часто противопоставляют нонконформизм, но механизм, запускающий каждую из этих моделей поведения, по большому счету один и тот же. Нонконформная реакция также обусловлена групповым давлением, зависимостью от общественного мнения. Просто первостепенной задачей становится быть, а главное – казаться! – не таким как все. Но мотивация поведения аналогична конформной: что подумают другие. И, не соглашаясь с мнением большинства, нонконформист не обязательно при этом выражает свою честную позицию. Это может быть точка зрения, которой он вовсе и не придерживается, зато внешне таким образом продемонстрировал индивидуальность.

Не стоит бояться быть как все: обычный – значит нормальный, а норму как раз формирует большинство. Не стоит бояться быть аутсайдером: не такой как все – значит нестандартный, а новый и уверенный взгляд на вещи иногда меняет общественное мнение.

Загрузка...