Опубликовано: 547

Концептуалисты разных поколений - на выставке «Визуальное/умозрительное»

Концептуалисты разных поколений - на выставке «Визуальное/умозрительное»

 Самым влиятельным направлением отечественного современного искусства по-прежнему является концептуализм – об этом свидетельствует шорт-лист национальной премии «Инновация», опубликованный на минувшей неделе.

Еще одно доказательство – выставка «Визуальное/умозрительное» в Государственном центре современного искусства. Она собрала работы концептуалистов разных стран и поколений. Рассказывают «Новости культуры».

Государственный центр современного искусства – один из самых крупных в России коллекционеров. Художники дарят, министерство культуры закупает.

Когда построят Московский музей современного искусства, зритель сможет масштаб этой коллекции оценить. Пока же ее показывают частями. Раньше был принят незамысловатый формат: «Новые поступления». Не так давно стали делать выставки тематические. Теперь единицы коллекции должны описывать фундаментальные искусствоведческие понятия.

«Цель - показать хорошие произведения искусства, которые есть в нашей коллекции», - говорит куратор выставки Леонид Бажанов.

Только свернули размышление куратора Виталия Пацюкова на тему «Коллаж в искусстве», уже открывают выставку на тему «Концепт в искусстве». Куратор Леонид Бажанов назвал ее «Визуальное/умозрительное». Но это не оппозиция. Существуют понятия такие общие, что позволяют описать любое явление. Визуальность и концепт - из их числа. Художники всех времен и народов превращали идеи в картинки, а зрители наоборот. Так, московские концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина визуализировали «русскую идею». «Есть почвеннические идеи - буквально земля, есть хлеб, или русские художники философы, гуру отечественно интеллекта, это все соединено вместе», - рассказывает Леонид Бажанов.

Визуальное: земля, хлеб, портреты философов. Умозрительное - в названии инсталляции «Русская идея». Знак умозрительного – «ежи», вылепленные из мякиша, и отлитые в бронзе. А вот художник Франциско Инфанте умозрительные формы помещает в пейзаж.

Франциско Инфанте, художник: «В этой природе существует другая природа, созданная человеком».

Для Виктора Скерсиса визуальное - буквы, умозрительное – их комбинации.

Виктор Скерсис, художник: «Это надпись «злая собака». Путем преобразований, так же, как это происходит в генетическом коде, образуются новые слова, новые фразы».

Но какими бы мета-концептуальными не были идеи, визуализация делает их менее строгими и более доступными.

Игорь Шелковский, художник: «Есть такая поговорка, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Игру визуального с концептуальным Леонид Бажанов увидел и в графике Родченко и в фотографиях Дэмиена Хёрста, и в инсталляции Пола Маккарти.

Оказывается, в коллекции ГЦСИ есть многое и разное. Для будущего международного музея современного искусства – это плюс. Но то, что куратору, поместившему в одном пространстве русского метафизика рядом с представителем Young British Artists, кажется диалогом, художнику кажется войной.

«Худшее, что здесь есть, это Дэмиен Хёрст, - уверен Франциско Инфанте. - Всё такое лобовое, прямолинейное, наглое». «Этой идее лет пятьдесят», - говорит Игорь Шелковский.

Худшее от лучшего, визуальное от умозрительного предстоит отделить каждому зрителю, принявшему игру куратора Бажанова.

Фото с сайта http://artgals.info

Загрузка...