Опубликовано: 2158

Когда нужно отпустить ребенка?

Когда нужно отпустить ребенка?

«Какой же ты родитель, если чадо свое до пенсии не прокормишь?» - присказка, ставшая притчей во языцех.

Суть ее понятна каждому россиянину: мало родить и воспитать ребенка, нужно ему помогать в течение всей жизни - и чем больше, тем лучше. Поэтому вместо детских игрушек и сладостей своим повзрослевшим «мальчикам» и «девочкам» родители дарят квартиры и машины...

Нормой в нашем обществе стало, когда молодые семейные люди в дружеской беседе ссылаются на родителей, открывая секрет покупки дома. А как же самостоятельность? Выходит, присказка, приведенная выше, - это самая настоящая правда? Почему сегодня в России так мало серьезных молодых людей, способных строить свою жизнь самостоятельно? Это пробел воспитания или особенность менталитета? Попробуем разобраться.

Родительское прошлое и детское настоящее. Сравнительный анализ.

Времена не выбирают, в них живут. Наверное, это нормально, когда мой 13-летний сын, обложившись планшетом, ноутбуком и телефоном делает три дела одновременно: читает электронный журнал, пытается писать компьютерную программу и набирает сообщение однокласснику. Все под рукой, удобно, быстро, легко. Кликнул мышкой - вот он, реферат! Никаких библиотек, кинотеатров и прочих когда-то важных для нас, родителей, вещей. Это у нас все было непросто, мы даже поля в тетрадях самостоятельно чертили! В 13 лет в эпоху перестроечных 90-х мы понимали, что купленная новая вещь может быть единственной в этом году… Оглядываясь на свое не всегда радостное детство, сегодня я понимаю, что трудности, вынужденные ограничения в силу исторических преобразований тогдашней России оказали влияние на формирование характера. Подростки 90-х выросли бережливыми, сметливыми, самостоятельными. Сегодняшние дети не знают недостатка ни в чем. Они уверены: так будет всегда, и рассказы о реальной жизни воспринимают как то, что с ними никогда не произойдет.

Из разговора с сыном Евгением:

- Женя, если бы у тебя появилась возможность учиться в элитной школе… Да даже за границей! Ты бы поехал?

- Мам, ну не говори глупостей. У нас нет денег на это.

- Я гипотетически. Ты бы поехал?

- Нет. НЕТ! Я не хочу жить там без тебя.

- Почему?

- Потому что там надо будет в три раза больше учиться, разговаривать на иностранном языке, стирать свои вещи самому! И все это одновременно…

При этом мой сын не оболтус, победитель математических олимпиад, хорошо разбирающийся в информатике. Он просто боится лишиться опеки. У него не было тех трудностей, которые были у меня в его возрасте, он растет в достатке и уверен, что ТАК БУДЕТ ВСЕГДА.

Вывод первый: несамостоятельность современных детей — пробел воспитания.

Самостоятельными не рождаются, ими становятся. Во многом этому способствуют определенные трудности. Когда все гладко - это хорошо, но инертно. Но мы, родители, пережившие в детстве определенные трудности, сегодня делаем все возможное, чтобы наши дети не знали недостатка ни в чем, поэтому-то дети и считают прямо по Булгакову: сами придут и сами все дадут, зачем прилагать усилия?

Глоток свободы и русский менталитет

В качестве «выселок» с целью развития самостоятельности я, как и многие мои знакомые, отправляю сына в детские лагеря отдыха, он часто ездит на соревнования. Пожив 10 дней вне семьи, ребенок взрослеет на глазах. Он самостоятельно принимает решения, учится жить в коллективе, где нужно выстраивать отношения, он понимает: мамы рядом нет, и помочь в чем-то себе можешь только ты сам. Такая «прививка свободы» работает, и все же 13-летнего русского ребенка рано отпускать в свободное плавание: свалившуюся на голову свободу он может расценить неправильно и пуститься во все тяжкие. Ни для кого не секрет - русские воспитывают методом кнута и пряника, применяя родительские модели поведения на своих детях. Понаблюдайте за мамами, гуляющими с детьми во дворе: какое слово они чаще всего произносят? «Нельзя». Русский ребенок лишается свободы уже в раннем детстве, у него сплошные запреты! Поэтому, даже если родители решают отпустить свое чадо отдыхать или учиться далеко от дома, они вынуждены постоянно контролировать ребенка, ведь слишком большой диссонанс между «нельзя» и «свободой» чреват жутким поведенческим перекосом.

Между тем сегодня все чаще обращаются к демократической системе воспитания. У нас все большую популярность набирают детские сады, преимущественно частные, взявшие за основу европейскую систему воспитания. В них на детей не кричат, когда они обливаются краской или супом. Считается, что так ребенок постигает мир: не облившись, он не поймет сути чистоты и аккуратности. Не сломав игрушку, он не разберется в ее устройстве. И это нормально! Суть такой системы заключается в «свободном плавании» с раннего детства, в формировании ответственности за свои поступки. Европейские мамы не потакают детям, как русские: устал ребенок или нет, он должен сам убрать за собой игрушки, раздеться и аккуратно сложить свою одежду. Ребенок, случайно отпустивший в небо воздушный шарик, не получит еще один, так как он был заранее предупрежден: не удержишь, улетит! И не вздумай плакать… Такие дети не устраивают истерик, они - маленькие взрослые. Подумайте, смогли бы вы ТАК воспитывать ребёнка?

Вывод второй — менталитет менталитету рознь, и что для иностранца хорошо, то для русского неприемлемо. Если в Европе по достижению совершеннолетия молодой человек самостоятельно идет по жизни, переезжает от родителей, и они воспринимают это нормально, поскольку с рождения готовили его к такой жизни, то в России это воспринимается очень болезненно. Часто русские родители не отпускают своих детей, всеми силами пытаясь удержать их возле себя. В таком случае, о каком «свободном плавании» может идти речь?

Так когда же отпустить ребенка от себя? В 13, в 17 или в 35 лет? Каждый из нас воспитывает, как умеет, опираясь на опыт своей семьи, на собственные ощущения, на характер сына или дочери. Не держите, отпускайте, как только почувствуете, что пора. Давайте свободу своим детям, но не забывайте контролировать, ведь вы же русские родители!

 

Загрузка...