Опубликовано: 3275

«Каратэ-пацан»: история картины

«Каратэ-пацан»: история картины

Главный герой фильма «Каратэ-пацан» студии Columbia Pictures − 12-летний Дрей Паркер (Джейден Смит). Он мог претендовать на лавры самого популярного парня в Детройте, но карьера матери (Тараджи П. Хенсон) закидывает их обоих в Китай. 

В главных ролях: Джейден Смит, Джеки Чан, Тараджи П. Хенсон.
Режиссер: Харальд Цварт.                                                                                                                               Продюсеры: Джерри Вейнтрауб, Уилл Смит, Джада Пинкетт Смит, Джеймс Ласситер и Кен Стовиц. 
Сценарист: Кристофер Мерфи.
Автор идеи: Роберт Марк Кэмен.
Исполнительные продюсеры: Дэни Вульф, Сьюзан Экинс и Хань Сань Пинг.
Оператор: Роджер Пратт, BSC.
Художник-постановщик: Франсуа Сегун.
Монтажер: Джоэл Негрон.
Костюмер: Хань Фенг.
Сопродюсер: Солон Со.
Композитор: Джеймс Хорнер.
Супервайзер по музыке: Пилар МакКарри.

Итак, у Дрея не получается найти новых друзей, но ему удается наладить контакт с девочкой из его класса Мэй Ин. Чувства, которые вспыхивают между подростками, вполне серьезные, но культурные различия делают дружбу невозможной.

Хуже того, мальчик умудряется нажить себе врага в лице классного хулигана Чэна. Дрей лишь немного изучал каратэ, поэтому в стране кун-фу Чэн запросто кладет «каратэ-пацана» на обе лопатки. Мальчик чувствует себя бесконечно одиноким в чуждой ему стране и не находит понимания ни у кого, кроме уборщика мистера Хана (Джеки Чан), который по совместительству со своими прямыми обязанностями в совершенстве владеет кун-фу.

Дружба мистера Хана и Дрея крепнет − они начинают вместе тренироваться, чтобы подготовить мальчика к схватке с Чэном на чемпионате по кун-фу. «Кун-фу – это не искусство нанесение и парирования ударов», − говорит мистер Хан. «Это – мастерство уверенности и спокойствия». Дрей понимает, что финальная схватка с хулиганами будет боем не на жизнь, а на смерть.

О ФИЛЬМЕ

«Дрей Паркер – крутой американский подросток, который был вынужден покинуть Детройт и пытается выжить в Китае», − говорит Джейден Смит. «Ему приходится нелегко – он чувствует, что не вписывается в китайскую жизнь. Не по своей воле он ссорится с местными хулиганами. У него нет друзей, ему не к кому обратиться за помощью. Именно в этот момент он встречает школьного уборщика мистера Хана – мастера кун-фу. Мистер Хан начинает обучать моего героя боевому искусству, и в итоге они становятся хорошими друзьями». Ранее Джейден снимался со своим отцом в фильме «В погоне за счастьем». Сейчас мальчик вырос достаточно, чтобы самому сыграть главную роль – в фильме «Каратэ-пацан».

У фильма довольно богатая предыстория. Многие помнят одноименный фильм, в котором главные роли сыграли Ральф Маччио и Нориюки «Пэт» Морита. Последний играл умудренного опытом сэнсея мистера Мияги. За эту роль актер был номинирован на «Оскар» и стал легендой кинематографа.

Продюсер Джерри Вейнтрауб продюсировал и первую версию картины. Он считает, что тема не исчерпана – ведь столь универсальные сюжеты бессмертны. «По большому счету эта история об отце и сыне», − говорит продюсер. «Каратэ, как такового, в картине не так уж и много. А бесконечность темы в том, чего ищет парень − отца и наставника».

Адаптированная под современность интерпретация классического сюжета стала возможной благодаря продюсерам Джеймсу Ласситеру, Кену Стовицу, Уиллу Смиту и Джаде Пинкетт Смит, а также режиссеру Харальду Цварту. «Тинэйджеры, которые сделали оригинального «Каратэ-пацана» хитом, сейчас сами повзрослели и обзавелись детьми», − объясняет Ласситер. «Мы хотели им напомнить о фильме, который они так любили. Надеюсь, так же, как и мы. А, кроме того, мы хотели снять кино, которое могло бы понравиться и современной молодежи».

Новый фильм никак нельзя назвать римейком – следуя общей канве, он добавляет что-то новое. «Есть ключевой аспект, с которым вынуждены считаться все, кто берется за подобный материал», − утверждает Цварт. «Мы должны были не только учитывать исходник, но и находить способы перенести историю в реальность 2010 года».

Пожалуй, самой сложной задачей стал поиск актера на роль наставника. Создателям фильма нужно было найти настоящую звезду. Ею стал Джеки Чан. «Действительно, кто бы еще мог справиться с такой ролью», − спрашивает сам себя Стовиц. «Джеки – единственный из актерской братии, кто прошел квалификацию. Иногда я говорил себе: «Мы делаем «Каратэ-пацана» с Джеки Чаном в роли мистера Мияги». Честно признаться, это – именно тот фильм, который я всегда хотел посмотреть».

Чан глубоко проникся историей, поскольку отчасти отождествлял себя с юным американским героем. «Уж я-то понимаю, что чувствует рыба, выброшенная прибоем на берег», − говорит актер. «Около 30 лет назад я сам впервые приехал в Америку. Поэтому знаю, что когда оказываешься в абсолютно чуждой тебе культурной среде, невольно чувствуешь страх».

Как только согласие Джеки Чана на участие в проекте было получено, съемочная группа перебазировалась из Детройта в Пекин. Там почти все американцы почувствовали себя, как выброшенные на берег рыбы. Сообразно изменению места съемок, изменилось и общее настроение фильма, включая стилистику поединков. «Мы попали в другую страну, и мне пришлось взяться за изучение кун-фу», − вспоминает Джейден Смит.

«Фильм называется «Каратэ-пацан» потому, что в начале Дрей наивно полагает, что сможет победить всех хулиганов, зная лишь азы каратэ», − говорит Стовиц. «Но в Китае даже дети – мастера кун-фу. Поэтому для Джея изучение нового вида единоборств становится едва ли не вопросом выживания».
Называя фильм «Каратэ-пацан», создатели тем самым отдавали дань уважения оригинальному фильму. «В первом фильме есть эпизод с натиранием пола, когда мистер Мияги учит Дэниела: «круг влево, круг вправо» - и так много раз», − вспоминает Цварт. «В нашей картине мистер Хан требует от Джея, чтобы тот снял и снова надел куртку миллион раз. Если вы смотрели первый фильм, сразу поймете, о чем идет речь».

Роль обязывала Смита познать основы кун-фу. И стоит отметить − он учился у лучших. Его инструктором на съемочной площадке стал Ву Ган – координатор трюков из команды каскадеров Джеки Чана. Как известно, Чан выполняет большую часть трюков сам, без дублеров. В 1983 году актер сформировал группу каскадеров, чтобы оттачивать боевую кинематографическую хореографию.

«Джейден мне понравился с первой нашей встречи», − говорит Ву. «Но первое впечатление иногда бывает обманчивым. Я не был до конца уверен, что он справится с поставленной задачей. Что ж, я рад тому, что оказался неправ в своих сомнениях: парень очень талантлив. Он много работал, а это было не так просто. Мне очень понравилось тренировать Джейдена».

Помимо бесценных занятий с матером Ву, Смит учился кун-фу и несколько иным способом. «Я видел много фильмов с Джеки Чаном и даже копировал некоторые из его движений», − смеется Смит. Действительно, в одной из сцен мистер Хан и Дрей устраивают спарринг на шестах. Сцена очень похожа на аналогичную из боевика, в котором Чан сыграл одну из своих ранних ролей.

Отношения между Смитом и Чаном очень напоминали отношения их героев на съемочной площадке. «Он – потрясающий», − восхищается Джейден. «Он постоянно учил меня разным приемам. Как правильно делать растяжку, как не вылезать за границы кадра, как оставаться в фокусе. Он всегда был рядом, когда был нужен».

Харальд Цварт утверждает, что восходящая звезда потрясла кинематографистов своей игрой. «Джейден очарователен и очень харизматичен», − считает режиссер. «А, кроме того, он – фантастический актер. Он очень серьезно относился к своей роли. И это касается не только кун-фу (над которым он тоже много работал). У него получилось передать эмоциональную составляющую превращения мальчика в мужчину».

Режиссер также не мог обойти вниманием именитого партнера Смита по площадке. «Джеки – просто мечта для режиссера», − говорит Цварт. «Он никогда не останавливается и обожает все, что связано с кинематографом. Он оказал серьезную поддержку в практическом аспекте. Иногда статист из-за языкового барьера не понимал, что нужно делать. Джеки подходил к этому актеру и, учтиво сбавив тон, переводил ему мои директивы. Джеки – потрясающий актер и человек».

Сюжет повествует не только историю мастера и ученика. Есть фабула формирования взаимоотношений между одиноким бездетным мужчиной и мальчиком, растущим без отца. «В начале мистер Хан полагал, что просто помогает мальчику отбиваться от хулиганов», − уточняет Чан. «Но в конце фильма он понял, что и его жизнь претерпела серьезные перемены».

«Дрей – обычный парень, который готов ударить в ответ из чувства мести», − говорит Чан. «Но принципы кун-фу не подразумевают, что ты бьешь других. Скорее ты должен помогать другим».
«Я никогда не видел столь одаренного ребенка, как Джейден», – говорит Чан о своем юном коллеге. «Он схватывал буквально налету все, чему мы его учили. То есть, я только успевал ему что-то показать и вуаля – он уже это делал. Потрясающе смышленый парнишка».

Цварт вспоминает один трогательный момент, который случился на съемочной площадке. «Я увидел, как Джеки и Джейден коротали время, пока мы готовили очередную сцену», – говорит режиссер. «Они сидели на берегу и бросали камешки в воду. Я тогда подумал, что если бы мне было 11 лет и представился бы шанс вот так посидеть с Джеки Чаном, я бы, наверное, умер от счастья».

Роль Шерри, матери Дрея, играет Тараджи П. Хенсон, номинированная на «Оскар»® за роль в фильме «Загадочное дело Бенджамина Баттона». По словам актрисы, она согласилась на эту роль, потому что она ей напомнила отношения с собственным сыном. «Мы с сынишкой – друзья не разлей вода», – говорит Хенсон. «Он тоже растет без отца, и я невольно провела аналогию между сценарием и своей жизнью. У моей героини Шерри материнства в роли куда больше, чем у всех моих прошлых героинь. Вам просто надо видеть, как Дрей общается со своей матерью. Моя героиня – сильная женщина и находит в себе силы, чтобы поддержать сына».

Хенсон была поражена, насколько радушно Смиты восприняли то, что она налаживала «семейные» отношения с их сыном. «У нас было около трех репетиционных недель перед отъездом в Китай», – говорит Хенсон. «И Уилл, и Джада создали все условия, чтобы мы с Джейденом смогли войти в образы».

«ПАРЕНЬ-КАРАТЭ» УЧИТ КУН-ФУ

Когда решение о съемках в Китае было принято окончательно, невольно встал вопрос о смене боевого стиля, которому предстояло научиться Дрею. Это должен был быть китайский вид единоборств. Каратэ же зародилось на острове Окинава в Японии.

Одним словом, каратэ-пацану предстояло изучить кун-фу. В одной из сцен хулиган называет Дрея «каратэ-пацаном» за то, что тот пытается продемонстрировать навыки владения каратэ в стране кун-фу. Для того чтобы выжить, Дрею пришлось учиться кун-фу.

У слова кун-фу есть несколько значений, но ни одно из них напрямую не связано с боевыми искусствами. Литературный перевод понятия может заключаться в словах «работа», «навык» или «время и усердие». Можно сказать, что у автора сценария было хорошее литературное кун-фу… Точно так же термин «кун-фу» можно применить в отношении боевых искусств. За пределами Китая «кун-фу» стало неким собирательным определением китайских единоборств и комплексов упражнений.
В фильме «Каратэ-пацан» Дрей изучает стиль ушу – вид активного спортивного кун-фу, который практикуется в Китае. Тренером выступил Ву Ган – постановщик трюков команды каскадеров Джеки Чана, который прорабатывает трюки в фильмах Чана.

Джейден Смит пожелал начать тренировки загодя и обратился с этой просьбой к мастеру. Ву тренировал его в течение трех месяцев в Лос-Анджелесе, до того, как съемки переехали в Пекин. Там тренировки продолжились еще на протяжении четырех месяцев – пока снимался фильм. «Когда мы впервые встретились с Джейденом, он был обычным подростком», – вспоминает Ву. «Лишь несколько месяцев спустя он дошел до уровня, для которого его сверстники должны были тренироваться пять или даже шесть лет. Он очень талантлив, собран и никогда не жаловался. Я очень горд за него».
Для начала Джейдену пришлось изучить азы. «Всякий раз, когда я берусь обучать кого-то кун-фу, особенно детей, объясняю главное правило – к другим людям нужно относиться с уважением», – говорит Ву. «Кун-фу – не драка, а помощь».

Именно с этого Ву начал обучать Смита мастерству ушу. Все отлично понимали, что снимают кино. Но Ву утверждает, что кинематографисты не планировали включать в фильм ни одно из тех движений, с которыми бы Смит не справился сам. «Несмотря ни на что, он должен был научиться двигаться и драться – пройти базовый тренинг», – уверен мастер. «Этого требует настоящее кун-фу».

И Смиту, и подросткам, игравшим другие роли, пришлось серьезно постараться, чтобы сцена с чемпионатом выглядела натурально на большом экране. «Все подростки, снявшиеся в фильме, в обычной жизни изучают кун-фу», – признается Ву. «Но никто из них раньше не снимался в кино. Когда пропускаешь удар, не так просто помнить о времени, ритме съемки, границах кадра. Ребятам приходилось расшифровывать драматические монологи боя, используя мимику и язык тела. Это очень сложно, но в этом фильме это удалось».

По словам Джейдена Смита, киношные бои не так просты, как выглядят. «Когда кого-то бьешь перед камерой, нужно ударить слабо, но при этом должно казаться, что вложил в удар всю силу», − объясняет актер. «Точно так же приходится и блоки ставить. Если не поставишь блок, удар может прийтись прямо по лицу».

Понравились ли Смиту тренировки? «Джейден попросил меня продолжить наши занятия и после того, как съемки будут завершены», − говорит Ву. «Я с удовольствием согласился».
«Да, мне хотелось бы оставаться в форме», − улыбается Смит. «Если Тэйлору Лотнеру когда-нибудь понадобится дублер, я с радостью его подменю».

Продолжение следует… 

Загрузка...