Опубликовано: 2168

Как приручить дракона

Как приручить дракона

 От создателей «Шрека», «Мадагаскара» и «Кунг-фу Панды».

Вы узнаете историю подростка Иккинга, которому не слишком близки традиции его героического племени, много лет ведущего войну с драконами. Мир Иккинга переворачивается с ног на голову, когда он неожиданно встречает дракона породы Ночная Фурия, который поможет ему увидеть привычный мир с совершенно другой стороны.

Мультфильм «Как приручить дракона» (“How to Train Your Dragon”) – приключенческая комедия, действие которой происходит в мире суровых викингов и диких огнедышащих драконов, придуманном писательницей Крессидой Коуэлл. В центре повествования подросток по имени Иккинг (Джей Барушель), живущий на острове Олух, где борьба с драконами – неотъемлемая часть жизненного уклада. Весьма прогрессивные взгляды и своеобразное чувство юмора юного викинга не находят понимания у его племени и вождя Стоика Обширного (Джерард Батлер), который, между прочим, приходится Иккингу отцом. Когда мальчик приступает к изучению драконов вместе со своими сверстниками - Астрид (Америка Феррера), Нахаликом (Джона Хилл), Рыбьеногом (Кристофер Минц-Плассе) и близнецами Забиякой (Кристен Уиг) и Задиракой (Ти Джей Миллер), у него появляется шанс доказать остальным, что он обладает всеми качествами, присущими настоящему воину. Однако встреча и последовавшая за ней дружба с раненым драконом, переворачивает его систему ценностей, и попытка Иккинга самоутвердиться оборачивается возможностью нового будущего для целого племени.

Важная роль в истории отведена Брехуну Крикливому (Крэйг Фергюсон) – деревенскому кузнецу и по совместительству инструктору по приручению драконов, который видит в Иккинге не заметный для Стоика потенциал.

Студия DreamWorks Animation SKG представляет мультипликационный фильм «Как приручить дракона» (“How to Train Your Dragon”) – второй фильм студии, снятый с помощью технологии InTru 3D. Персонажей озвучивали Джей Барушель (Jay Baruchel), Джерард Батлер (Gerard Butler), Крэйг Фергюсон (Craig Ferguson), Америка Феррера (America Ferrera), Джона Хилл (Jonah Hill), Кристофер Минц-Плассе (Christopher Mintz-Plasse), Кристен Уиг (Kristen Wiig) и Ти Джей Миллер (T.J. Miller). Режиссеры Крис Сандерс (Chris Sanders) и Дин ДеБлуа (Dean DeBlois). Сценарий Уилла Дэвиса (Will Davies), Дина ДеБлуа и Криса Сандерса. Продюсер Бонни Арнольд (Bonnie Arnold). Исполнительные продюсеры Кристин Белсон (Kristine Belson) и Тим Джонсон (Tim Johnson).

ПОДГОТОВКА К СРАЖЕНИЮ

Книги британской писательницы Крессиды Коуэлл попали в поле зрения креативных продюсеров студии DreamWorks Animation примерно шесть лет назад. К тому моменту они уже успели прославиться своей способностью создавать громкие хиты на основе хороших, но недостаточно раскрученных книг. Неудивительно, что им сразу удалось разглядеть кинематографический потенциал в приключениях худенького паренька по имени Иккинг, пытающегося найти свое место в суровом мире викингов. «Когда пишешь про викингов и драконов, поневоле представляешь себе нечто внушительное, – говорит Коуэлл. – Я была ужасно рада, когда DreamWorks проявили интерес к моим книгам, поскольку я знала, что им по силам создать полотно такого масштаба, о котором я и помыслить не могла!».

Действие книги начинается в тот момент, когда драконы уже успели стать частью общества викингов, однако создатели мультфильма решили отмотать историю на несколько лет назад и показать, как Иккинг и его ручной дракон Беззубик в корне меняют привычный жизненный уклад.

ВИКИНГИ

В мультфильме «Как приручить дракона» викинги и драконы существуют отдельно друг от друга, но стоит им пересечься (что случается значительно чаще, чем хотелось бы), жертв и разрушений не миновать. Остров Олух был заселен примерно за 300 лет до описываемых событий. Едва ступив на сушу, викинги были атакованы драконами, но сумели дать им достойный отпор. С тех пор викинги постоянно страдают от налетов драконов, которые воруют их пищу и разрушают дома. Таким образом, перед нами конфликт, корни которого уходят в глубь веков.

И в этом суровом мире живет единственный сын вождя Стоика, Иккинг, который, несмотря на искреннее желание быть как все, никак не может найти себе место в сложившемся обществе. Все его попытки завоевать доверие отца и односельчан неизменно приводят к удручающим результатам; Иккинг служит главной мишенью для насмешек других викингов. Чтобы уберечь его от скандалов и отвлечь от обдумывания вариантов искупления своих проступков (которые могут оказаться еще более разрушительными) отец направляет мальчика в ученики к своему закадычному другу – кузнецу Брехуну Крикливому. Стоик любит сына, но ему часто приходится краснеть за него, поскольку наследник (по крайней мере, в его глазах) совершенно не годится в викинги – не говоря уже о том, чтобы стать новым вождем. Ум Иккинга никто не ценит, а недостаток физической силы кажется окружающим недостатком, который ничем невозможно компенсировать.

Полной противоположностью Иккинга является Астрид – самая способная девочка-викинг на всем острове. В книге ее не было, однако создатели мультфильма решили, что в этой истории обязательно должен быть сильный женский персонаж. Астрид – первая ученица в классе, прилежная, трудолюбивая и собранная, в отличие от Иккинга, который ничего не может сделать нормально, поэтому нет ничего удивительно в том, что изначально она не слишком приветлива с мальчиком. Однако постепенно ее отношение к Иккингу меняется.

Остальные ребята из их класса – Нахалик, Рыбьеног, близнецы Задирака и Забияка (еще один женский персонаж, который отсутствует в книге) – хорошо изучили своего врага, однако справиться с ним не могут… Пока не могут.

ДРАКОНЫ

Итак, согласно мифологии, придуманной создателями фильма, викинги приплыли на остров Олух за семь поколений до событий, которые мы видим на экране. Не успели они ступить на сушу, как на них напали драконы. Однако викинги есть викинги – упрямство у них в крови, поэтому они не пожелали покидать свою новую родину, решив остаться и бороться – бороться до победного конца, сколько бы времени на это ни ушло. Драконы нападают преимущественно по ночам, поэтому логично, что днем они должны где-то отсыпаться. Если бы викингам удалось найти драконье гнездовье, у них появилась бы возможность покончить с кошмарными налетами, не дававшими им покоя более трехсот лет.

Именно с такого налета и начинается мультфильм: многочисленные и разномастные драконы уносят овец и разрушают дома. По словам режиссеров, благодаря такому зачину им удалось сразу же ввести в картину фантастико-приключенческий элемент и обозначить конфликт между викингами и драконами.

Итак, драконы. Множество драконов.

Если у Кресссиды Коуэлл драконы разговаривали на своем особом языке, то в мультфильме они больше напоминают животных, и общаются между собой невербально. Таким образом, задача аниматоров усложнилась: им нужно было создать характеры драконов, не прибегая к речевым характеристикам. Конечно, драконы издают звуки, однако важнее всего выражении морд, их манера двигаться, и именно здесь трехмерная анимация проявила себя в полной мере.

Из всех разновидностей драконов, придуманных Коуэлл, мультипликаторы решили сосредоточиться на шести очень разных типажах – и хотя всех их можно увидеть уже во время первого налета, по-настоящему нам удается их рассмотреть в тех эпизодах, где подростки изучают различные виды драконов. Кроме того, в мультфильме есть сцена, где Иккинг листает толстый учебник, буквально кишащий описаниями многочисленных драконьих пород. Так зрителю дают понять, с какой могучей силой приходится иметь дело викингам. Где бы они ни находились, будь то охота, рыбалка или даже свой собственный дом, везде их может подстерегать опасность.

После того, как Иккингу удается подстрелить одного из напавших на деревню драконов (в общей суматохе этот подвиг остается незамеченным), ему кажется, что он наконец-то переступил важную черту и стал мужчиной, викингом, сумевшим убить своего злейшего врага. Однако ничего у него не получается: дракон смотрит на мальчика, и тот вдруг понимает, что драконы боятся викингов не меньше, чем викинги – драконов. Поэтому вместо того, чтобы убить дракона, он отпускает его на свободу. Мало помалу между ними возникает дружба.

В то же время, для Иккинга это момент истины – страшной истины!: он осознает, что никогда не будет таким, каким хочет видеть его отец.

С этого момента Иккинг начинает жить двойной жизнью: днем он учится сражаться с драконами, а по ночам общается с одним из них. Можно сказать, что вся вторая часть мультфильма строится вокруг этого контраста между любовью к своему врагу и обучением его убивать.

Друг-враг принадлежит к одной из самых таинственных драконьих пород, именуемой «Ночная Ярость». Этих черных созданий викинги, боятся, пожалуй, больше остальных драконов, поскольку с наступлением ночи их нападения практически не возможно отследить – кроме звука, который слышен, когда Ночная Ярость ныряет, чтобы, на мгновение зависнув в воздухе, изрыгнуть одну точную и разрушительную огненную вспышку.

При создании облика Беззубика аниматоры решили, что если уж Иккинг заводит дружбу с драконом, то это должен быть всем драконам дракон. Кроме того, Ночная Ярость окружена множеством жутких легенд, поскольку никто из викингов никогда ее не видел. Многие драконы выглядят очень ярко и пестро, однако для Беззубика была придумана иная концепция – он очень гладкий, грациозный, обтекаемой формы. По словам режиссера Дина ДеБлуа, создавая Беззубика, мультипликаторы держали в уме пантер или больших кошках – то есть речь шла, скорее о млекопитающих, нежели о рептилиях.

«Я искал в животном мире все, что хотя бы как-то походило на наших драконов – птиц, летучих мышей, рептилий, млекопитающих, – рассказывает главный аниматор персонажей Саймон Отто. – Когда в качестве точек отсчета были выбраны черная кошка/пантера и волк, мы начали подключать сюда неожиданные ассоциации вроде кенгуру или вомбатов – странноватых созданий, с которыми мы не слишком хорошо знакомы, – и, в конце концов, у нас получилось очень славное животное, которое придется по душе не только Иккингу, но и зрителям».

Возможно, самым смешным из всех драконов является Громмель, любимец создателей мультфильма (разумеется, если не считать Беззубика). Кто-то даже окрестил его «помесью крокодила и мотоцикла «Харлей-Дэвидсон»» из-за его неуклюжего бегемотоподобного туловища, с довольно маленькими крылышками наподобие шмелиных. Это, наверное, самый медлительный и туповатый из всех драконов – и именно потому он получился таким забавным и обаятельным.

Злобный Змеевик напоминает попугая благодаря яркой окраске и хорошо развитым умственным способностям: для дракона он довольно умен и хитер – но при этом коварен и злобен.

Чихуахуа драконьего мира, Жуткая Жуть – самые маленькие и в то же время многочисленные драконы. Поведением в стае они схожи с чайками – несмотря на многочисленность и потенциал для действительно пугающих и массовых атак, они, как правило, заняты поисками пропитания, поскольку внутренняя борьба не позволяет им организовываться в группы. Кроме того, они не могут летать на дальние расстояния, и потому в качества «транспорта» используют более крупных особей.

Возможно, наиболее привычной драконьей разновидностью является Ужасное Чудовище, которое больше всего напоминает классических драконов из сказок. Особи этой породы чрезвычайно воинственны и готовы драться с любым викингом, который попадется им на глаза, а их пламя особенно вредоносно. При этом в их поведении много позерства; своими повадками они немного напоминают рок-звезд.

«Каждый дракон обладает своим уникальным набором характеристик – начиная внешностью, и заканчивая качеством изрыгаемого огня, боевыми приемами и т.д. Все они абсолютно разные, не похожие друг на друга – говорит Крис Сандерс. – Мы очень старались, чтобы ни один дракон не обладал «полным комплектом» навыков. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Признаться, тут у меня настоящий пунктик – ведь именно из-за драконов мне так нравится наш проект».

«Самой большой сложностью при создании фильма оказалось придумать разные типы пламени для каждой разновидности дракона, – рассказывает Мэтт Баэр, главный специалист по спецэффектам. – Мы предложили режиссерам, чтобы у каждого дракона был свой тип пламени; в то же время нам не хотелось, чтобы они слишком уж отличались друг от друга, и выглядели бы набором разрозненных идей. И наш координатор визуальных эффектов Крэйг Ринг пожелал, чтобы пламя было по-настоящему опасным. Если посмотреть на соответствующие эпизоды, видно, что наш огонь быстро гаснет и не производит много дыма. При этом им с легкостью можно поджечь грязь, цемент – да что угодно».

СОЗДАНИЕ МИРОВ

Сила некоторых драконов в их количестве. То же можно сказать и о компьютерной анимации, поскольку к мультфильму приложили руку многие признанные специалисты в этой области.

Чтобы придумать визуальное решение мультфильма, некоторые дизайнеры отправились в специальные исследовательские командировки – реальные и виртуальные. «Я несколько раз бывал в Исландии, и мы попытались передать в мультфильме местное освещение», – говорит Дин ДеБлуа.

Художник-постановщик Кэти Алтьери со своей командой проехала от побережья штата Вашингтон вдоль по берегу до самой Северной Калифорнии, фотографируя все на своем пути – особенно Кэннонбол Бич в штате Орегон. Там находятся удивительные вулканические пейзажи с огромными морскими утесами, которые нашли отражение в мультфильме: черные берега с суровыми черными скалами стали домом драконов.

В мультфильме поражает степень детализации, которой удалось добиться с помощью собственного программного обеспечения студии DreamWorks Animation, особенно в областях, доселе считавшихся «проблемными зонами» в цифровой анимации.

«В мире компьютерной анимации такие фактуры как мех, волосы и вода, изобразить труднее всего, – говорит Сандерс. Викинги же практически полностью одеты в меха и почти все они бородаты. У Стоика, например, просто потрясающая борода – почти такая же огромная, как и он сам. Она движется так убедительно, что невольно притягивает к себе взгляд на протяжении всего мультфильма, из-за того, как она выглядит и шевелится. Мех, который они носят, стал настоящим прорывом, и, бьюсь об заклад, вы не сможете оторвать от него взгляд»

В кульминационный момент мультфильма, во время финального боя, Иккинг и Беззубик взмывают в небеса посреди самой большой битвы за всю историю острова Олух. Это, наверное, наиболее масштабная сцена за всю историю студии DreamWorks Animation. Во время взлета героя в него ударяет гигантский столб пламени «размером, наверное, с футбольный стадион, если сравнить с реальной жизнью, настолько он огромен. Увидев это в первый раз, мы с Дином заорали как трехлетки – а в 3D это еще хуже – в смысле, лучше», – поправляется Сандерс.

Между прочим, удивительное освещение, изящные движения камеры и необычные ракурсы – заслуга одного из самых прославленных операторов «большого кино» – Роджера Дикинса, восьмикратного номинанта на премию «Оскар», приложившего руку к таким фильмам, как «Сомнение» (“Doubt”), «Старикам здесь не место» (“No Country for Old Men”) и «Где же ты, брат?» (“O Brother, Where Art Thou?”). В итоге мультипликационный фильм смотрится как настоящее большое кино в лучшем смысле этого слова.

Где драконы, там огонь – много огня! «На этом проекте у нас был, так называемый «день спецэффектов», – рассказывает Мэтт Баэр. – Мы собрали вместе команды из обеих наших студий – Глендэйла и Редвуд Сити, а также позвали пиротехника. Для каждого эпизода, который был у нас в разработке, мы просили его показать нам реальные последствия того, что мы собирались изобразить. Таким образом, он весь день устраивал разные взрывы, зажигал разноцветное пламя, взрывал снаряды, стекло и т.д. И что самое ценное, его манипуляции мы фиксировали с помощью камер с частотой от 400 до 1000 кадров в секунду. Когда мы все это отцифровали и перевели в стерео, у нас оказался великолепный ресурс, благодаря которому можно было увидеть текстуру и цвет разных типов огня».

Главный специалист студии DreamWorks по стереоскопии Фил «Капитан 3D» МакНэлли сотрудничал с создателями мультфильма с самого начала, делясь своим опытом в этой области и помогая им мыслить в нескольких измерениях. «Каждый день мы просматривали отснятый материал в кинотеатре – очень важно видеть работу на большом экране, чтобы эффект трехмерного изображения был как можно сильнее – и вот мы сидели там, смотрели на кадры, композицию, положение камеры, и я говорил: «А что если здесь использовать объектив пошире? Тогда мы сможем заглянуть глубже – или же вы хотите, чтобы здесь было более ощутимое движение камеры?» В сущности, речь шла о нахождении точной пропорции между движением, объемом и «актерской» игрой».

«Это совершенно новая вещь, – продолжает МакНэлли. – Обычно кинематографисты имеют дело с трехмерной композицией – берут трехмерное пространство и переводят его в два измерения. Мы же берем трехмерное пространство – будь то компьютер или, если там задействованы живы актеры, студия – и превращаем его в фантастическое трехмерное пространство. Мы не делаем его ни абсолютно плоским, ни совсем уж реалистичным, а как бы заново воссоздаем трехмерную реальность для кинотеатров, так что это абсолютно новая дисциплина. Мы уже добились большого мастерства в создании двухмерных композиций, а теперь мы учимся управлять еще одним измерением».

Крису Сандерсу нелегко это признавать, но он все же делает над собой усилие: «Когда мы только начинали работу над фильмом, я абсолютно не был уверен, что из этого получится хороший 3D мультфильм, и боялся, что нам придется специально придумывать какие-то искусственные штуки, чтобы использовать этот эффект. Как же я ошибался! Это совершенно непередаваемое ощущение – смотреть этот мультфильм в 3D: панорамы и, в особенности, полеты. Там есть сцены – например, когда Иккинг летит на Беззубике или же дракон гонится за детьми по лабиринту – которые теперь я даже не могу представить без ошеломляющего эффекта трехмерного изображения».

«Все сцены полетов создавались, чтобы полностью задействовать объем и заставить зрителя почувствовать себя летящим на спине дракона среди облаков, когда горизонт переворачивается вверх тормашками, – вторит своему напарнику Дин ДеБлуа. – Все это усиливается благодаря трехмерности, поскольку добавляется новое измерение, но без нарочитых выкрутасов. Там, в облаках, в отрыве от всего, чувствуешь головокружение от того, что земля так далеко, а небеса так близко – и вот здесь технологии 3D как нельзя более уместны».

Однако не заслонили ли обильное использование последних достижений компьютерной анимации и трехмерной стереоскопии историю Иккинга и его битвы с общепринятым ходом вещей? Лучше всего на этот вопрос может ответить автор книги Крессида Коуэлл. По словам продюсера Бонни Арнольд, летом Коуэлл навестила студию со своей семьей, они посмотрели внушительное количество отснятого материала и дети писательницы были в полном восторге от увиденного. Коуэлл побывала в гостях у аниматоров, специалистов по спецэффектам, осветителей и других членов съемочной группы, и, разумеется, провела немало времени в обществе продюсера и режиссеров. Для всех, кто работал над фильмом, это стало очень важным и вдохновляющим событием.

МИХАИЛ БОЯРСКИЙ ОБ ОЗВУЧАНИИ

«Я озвучиваю в картине Викинга Плеваку. Для меня очень важно было выразить его эмоции. Это сказочный персонаж, который удивительным образом выжил в сражениях с драконами, потеряв только руку и ногу. И теперь он обучает молодых викингов искусству боев с драконами. Мне нужно было правильно подобрать тембр, голос, характер. Иногда приходилось импровизировать. Ведь интонация английская совершенно отличается от русской. По существу одинаково, а по интонации абсолютно по-разному. Поэтому я старался выражать эмоции так, чтобы и дети и взрослые услышали голос настоящего великого воина, сохранившего, тем не менее, добрый и веселый нрав».

Загрузка...