Опубликовано: 1919

Как принимать комплименты

Как принимать комплименты

А вы задумывались над тем, как вы реагируете на похвалу? Смущенно краснеете? Роняете дежурное: «Спасибо», «Спасибо, Вы тоже»? Принижаете свои заслуги? Или игнорируете собеседника, считая его комплимент неуместным, корыстным или неискренним? Если на какой-то из этих вопросов вы ответили: «Да», эта статья для вас.

Passion.ru разбирался в том, зачем нужны комплименты и как правильно их принимать. Это позволяет совершенствовать межличностное общение и повышать самооценку.
Что же такое комплименты и зачем они нужны?

Комплимент (фр. compliment) - это форма похвалы, выражение одобрения, уважения, восхищения; приятные слова и положительные отзывы.

Большинство людей по-доброму относятся к комплиментам. Еще бы! Комплименты стимулируют успешную деятельность и поведение, поднимают настроение, улучшают отношения между людьми и повышают самооценку. А чтобы все это имело место быть, важно получать удовольствие от комплиментов и правильно отвечать на них.
Что мешает получать удовольствие от похвалы?

    Низкая самооценка, боязнь стать центром всеобщего внимания
    Вера в то, что ничего особенного вы не сделали
    Мысль, что комплимент к чему-то обязывает
    Психологическое напряжение, неумение общаться
    Сомнение в искренности других, конфликтность, нежелание видеть в людях позитивное и т.п.

Три ошибочные реакции на комплимент

1. Смущение

    Для кого характерно и как выглядит

Люди с заниженной самооценкой не умеют принимать комплименты – бледнеют, краснеют, отводят взгляд, что-то бормочут невпопад, отрицают свои достоинства, акцентируют внимание на недостатках: «Да что вы! У меня совершенно ужасная фигура, вот какие складки на животе!»

    Последствия

Если красное смущенное личико и опущенный взгляд еще могут придать трогательности милой даме, то нелепое бормотание или акцент на своих недостатках создадут у оппонента не лучшее впечатление.

К примеру, если молодой человек такое услышит от своей девушки, может призадуматься, нужна ли ему подруга «с ужасной фигурой»? Если же подобное станет достоянием группы людей, среди них, возможно, найдутся те, кто прямо или косвенно пожелает надавить на «больное место».

Кроме того, отрицание комплимента обижает собеседника, намекает ему о том, что его мнение не важно.

2. Неумение отреагировать на комплимент

    Для кого характерно и как выглядит

Люди, опасающиеся быть в центре внимания и люди, не знающие как реагировать на комплименты, также склонны принижать или отрицать свои заслуги или автоматически отвечать пресловутыми «Спасибо», «Спасибо, вы тоже», «У вас тоже красивая прическа» и т.д.

    Последствия

Стандартный ответ на комплимент, копирование комплимента, ответ «на автомате» могут создать у собеседника впечатление, что вы безразлично относитесь к нему, заняты своими делами и вообще вам сейчас не до комплиментов (обмена любезностями).

3. Рассеянность и подозрительность

    Для кого характерно и как выглядит

Люди с рассосредоточенным вниманием, рассеянные, взволнованные, увлеченные своими мыслями, а также подозрительные могут запросто проигнорировать комплимент. Одни – потому что не могут вовремя переключить внимание, а другие – потому что внутренне готовятся к бою: «С чего это он вдруг? Что ему от меня надо?».

    Последствия

Собеседник может решить, что вы загордились, и  вам стало чуждо доброе отношение к другим. Если он не знает особенностей вашего характера (например, о рассеянности), подобное может привести к ухудшению отношений.

1. Улыбайтесь в ответ

Хорошим ответом на комплимент может служить обычная улыбка. Ее можно подкрепить приятными фразами типа: «Спасибо, очень приятно слышать», «Спасибо, вы мне так подняли настроение!», «Благодарю за то, что заметили». Можно ответить комплиментом на комплимент, только не копируйте его. Подключите фантазию, избегайте штампов. Полезно даже придумать свои собственные заготовки и пользоваться ими по мере необходимости.

2. Отвечая собеседнику, смотрите ему в глаза

Так вы покажете оппоненту, что заинтересованы в общении с ним, прекрасно слышали, о чем он говорил и готовы к контакту. Стоит помнить, что взгляд в пол, блуждающий взгляд подсознательно создают у собеседника впечатление полного безразличия и неискренности.

3. Научитесь искренне радоваться комплименту
Несмотря на то, что жизнь приносит множество испытаний, не стоит ждать от нее постоянных подвохов. Вероятнее всего сотрудник, сделавший вам комплимент, хочет разделить с вами хорошее настроение, отметить доброе расположение к вам или оценить ваш профессионализм, а потому не упускайте момент лишний раз порадоваться тому, что вас хвалят.

4. Не додумывайте за собеседника

Воспринимайте комплимент в прямом смысле, не придумывайте ничего лишнего и не доказывайте себе обратное. Если есть вопросы – лучше спросите. Это будет лучше, чем мучиться в неведении или, наоборот, строить воздушные замки. То же касается и лести:

    многие люди любят проверять, как вы реагируете на лесть.

Если у вас нет желания, чтобы вам льстили, переведите разговор в шутку, скажите прямо: «Вы мне льстите» или «Вы меня переоцениваете»;

    если комплимент кажется вам неприкрытой лестью или неправдой…

Вспомните поговорку: «Сколько людей – столько и мнений». Примите похвалу как личную точку зрения собеседника. Если уж вы совсем не согласны с говорящим, искренне поблагодарите его, а к сказанному отнеситесь с иронией.

5. Принимайте похвалу с достоинством

Важно подчеркнуть, что вам приятно внимание других, но увлекайтесь. Иначе вас упрекнут в гордости или «звездной болезни».

6. Ведите себя естественно

Не нужно чрезмерно кокетничать, а также напрашиваться на комплимент. Во-первых, наглость еще никого не красила, а во-вторых искусственные комплименты часто не соответствуют действительности.

7. Не отмалчивайтесь

Построение добрых отношений требует взаимного участия собеседников. Если замечаете за собой, что пропускаете комплименты мимо ушей, поработайте над переключением внимания.

8. Не одергивайте и не останавливайте собеседника

Не отвечайте агрессией в ответ на комплимент. Это невежливо и неразумно.

9. Не отвечайте на комплимент «на бегу»

Уделите минуту внимания собеседнику. Остановитесь, поблагодарите за проявленный интерес. Если все-таки не успели ответить, а такое бывает, пришлите электронное письмо с благодарностью или позвоните. Поддерживать добрые отношения никогда не поздно и всегда полезно.

10. Отделяйте приятное от негатива

Не отвечайте на комплимент скрытым порицанием: «Правда? Не ожидала от тебя услышать подобное», «И кто бы мог подумать, что ты на это способен», «Ух ты! Какие мы вежливые!» Если у вас есть какие-то претензии к оппоненту, стоит высказать их в другое время.

11. Повышайте самооценку

Если вы трудно реагируете на комплименты: испытываете сильное эмоциональное напряжение, не любите, когда вас хвалят, не можете сообразить, что ответить или испытываете желание покинуть помещение, ваша проблема – низкая самооценка. Поработайте над ее повышением, научитесь любить себя и ценить свои достижения.
Как помочь человеку научиться принимать комплименты?

Как мы уже говорили выше, люди с низкой самооценкой или не умеющие принимать похвалу, зачастую отрицают свои заслуги. С синдромом отрицания можно бороться, правильно выстраивая подачу комплимента.

Попробуйте вслед за комплиментом о чем-нибудь спросить собеседника. Лучше всего задавать открытые вопросы, на которые по умолчанию требуется отвечать развернуто (иногда подходят и закрытые вопросы). В результате, вместо того, чтобы отрицать свои заслуги, человек будет вынужден отвечать на ваш вопрос.

Примеры:

«Алексей, у тебя – замечательные работы. Расскажи, какими средствами лучше передать знойное лето/движение/лунное свечение?» или «Почему ты написал именно эту картину?»
«Надя, ты всегда так отлично одеваешься. Как думаешь, какие аксессуары могут подойти моему новому образу?»

Такие приемы помогают застенчивому человеку справиться с похвалой, и в вас он начинает видеть приятного собеседника, с которым можно обсудить общие для вас темы.

Загрузка...