Опубликовано: 1006

И вновь «король инструментов»

И вновь «король инструментов»

Кафедральный собор в Караганде становится местом паломничества любителей органной музыки. Сюда приезжают из разных стран талантливые исполнители, мастера и только начинающие органисты, но все они знакомят нас с шедеврами, созданными  за несколько последних веков в музыкальном искусстве.

Известное определение, что орган является королем инструментов, а его звучание приближает обычного грешника к общению с Богом, не только не меркнет со временем, а лишь усиливается с каждым новым рождением звуков, исходящих от величественного музыкального инструмента, порой заменяющего целый оркестр.  

     Салтанат Абильханова, старший преподаватель КазНУИ (Астана),  лауреат международных конкурсов, не в первый раз за органом нашего собора, но именно она известна прежде всего как первая профессиональная казахстанская органистка. 

Она  окончила Алматинскую государственную консерваторию им. Курмангазы  в классах профессора Н.Измайловой по фортепиано и  профессора Г.Несипбаевой  по органу, прошла ассистентуру-стажировку  по концертмейстерскому мастерству в КазНАМ  и  по органу в высшей  школе музыки и театра им.Мендельсона-Бартольди в Лейпциге. Салтанат четыре года провела в Германии, выступала с сольными концертами и в сопровождении оркестров или хоровых  коллективов  в городах Германии, Испании, Франции. А в 2004 году концертный орган получила в подарок от Президента РК Н.Назарбаева новая столица Казахстана  Астана, и  интерес к этому необычному и красивому инструменту  в нашей стране с того момента постоянно растет.

Уже несколько лет подряд в Алматы проводится органный фестиваль, на котором неизменно звучат произведения Иоганна Себастьяна Баха, потому что для многих казахстанцев органная музыка ассоциируется именно с этим композитором. Под сводами Кафедрального собора Караганды звучат органные произведения не только Баха, но и других композиторов. Салтанат Абильханова подарила публике нашего города уникальные произведения Николя де Гриньи, Луи Вьерна и Шарля Мари Видора. Трудно не согласиться со слушателями, что этот концерт был самым необычным за последнее время. Скорее всего, это произошло  потому, что  своеобразная временная цепочка величия органа незримо присутствовала в творениях де Гриньи, отличающихся  сложностью полифонии и особыми требованиями к работе с педалями, и в знаменитой  Токкате из 5-ой симфонии, написанной  почти слепым от рождения  Видором, и в «Сиянии луны» органиста Собора Парижской Богоматери  Вьерна  до величественных хоралов Лейпцигских манускриптов Иоганна Баха.  Все, что прозвучало в сольном  концерте  Салтанат Абильхановой, поражало не только прекрасной техникой исполнения, а особым преклонением  и благоговением перед нетленной  гениальной музыкой и великолепием мастеров прошлого.

- Мне очень нравится орган, но работа с ним требует большой отдачи, всего тебя, многочасовых репетиций, огромного труда.  Труднее всего выступать с оркестром, потому что это, прежде всего, сложность в регистровке. Но и сольные концерты требуют серьезной подготовки. Практически все время я отдаю органу – он для меня значит очень многое. Это моя жизнь!

   В соборе в этот день было немного прохладно, да и погода за его стенами не радовала нас: ветер, срывающийся поток снежной крошки, то тающий, то врезающийся в землю и мгновенно приникающей к ее не остылой, но ждущей зимы поверхности.

А в зале звучал орган, дыханием своих труб приносящий трепет в сердца слушателей и восторг от великолепия  извлекаемых  звуков в самого исполнителя, уже более одиннадцати лет благоговеющим перед этим инструментом и отдающим всего себя без остатка только ему. И с ней орган звучал по-королевски, потому что за ним каждый исполнитель чувствует себя  королем или королевой – не меньше! Спасибо, Салтанат, за такое мастерство  органиста, за возможность  услышать  и у нас, в Караганде, то, что звучало многие века в соборах Европы и всего мира!

Загрузка...