Опубликовано: 1277

И это все о нем

И это все о нем

Амантай Ибраев,  «золотой» баритон Караганды, удостоился высшей награды СТД  Казахстана  «Еңлікгүл» в номинации «Лучшая оперная партия, партия в оперетте». Это заслуженно, потому что он вокалист от Бога, потому что он замечательный директор единственного в стране театра музыкальной комедии, потому что совмещать эти две тяжелые ноши и оставаться на высоте очень и очень трудно.  

Нет, нет и нет!.. Вы не услышите ничего о том, как тяжела директорская доля. Этот человек никогда не «бежал» в должность, не стремился стать администратором. Сложные годы последнего десятилетия ХХ века спровоцировали многие моменты в жизни любого из нашего поколения, подчас судьбоносные, больше негативные, реже счастливые и многообещающие. Красивый, молодой, 32-летний артист, уже прошедший замечательную школу Алматинской консерватории и стажировку в самой Италии – Мекке всех оперных исполнителей, в 1994 году перешагнул порог Карагандинского театра музыкальной комедии. Его бархатный баритон волновал зрителей, его профессионализм и актерское дарование отлично принималось в труппе, личная жизнь устроена и гармонична. И возраст, и предназначение – все сложилось в судьбе, все определилось. Осталось только работать и жить, дышать воздухом театра – и идти дальше! И это не «сладенько», если кто-то так представил себе начало пути этого человека. Это было уже продолжение всех его серьезных сомнений, бессонных ночей и долгих дней в работе над собой и своим «я» как человека и артиста. Амантай Ибраев в 1998 году становится руководителем театра, на сцене которого он поет до сих пор. В тридцать шесть лет взять на себя большой груз проблем, ответственность за человеческие судьбы и путь развития тетра при наличии вакансий самых необходимых помощников – главных дирижера, режиссера, балетмейстера, что это как не поступок обреченного на поражение юнца-директора?! Может кто-то и когда-то думал именно таким образом, но судьба распорядилась в данном случае весьма корректно, без промаха и тени смущения: Амантай Ибраев был прирожденным руководителем, хотя этой должности нигде и никто не обучает. Он был готов отвечать за всех, предлагать реальный путь движения вперед, обозначать перспективы в достижении  вершин развития театра и выхода на рубежи мирового театрального признания.

Предвидел ли Амантай Ибраев тогда, что имидж театра сейчас будет очень высок, коллектив будет признан далеко за пределами Казахстана, а сцена КАТМК станет престижной  для артистов с мировыми именами?! Он просто работал и жил театром. Я никогда не забуду его замечательные слова, сказанные мне в интервью еще в 2009 году: « Все мое  существо, все мое сознание, вся моя жизнь по минутам, часам и годам, все мое счастье и любовь, все мои близкие и родные мне люди, все мои устремления и помыслы связаны с театром! Я не могу их разделить! Он во всем, что у меня есть, а то, что у меня есть, все в нем!..»  Он не разделяет себя на директора и артиста, на человека и семьянина – все связано в нем органично, удивительно легко и жизнеутверждающе. Что это? Амантай Ибраев просто живет в Караганде, работает в КАТМК и очень любит, по-настоящему любит все, что он делает! Он сдержан, точен в движениях и речи в рабочем кабинете, но порывист и «вокально красноречив» в партии Дудара в опере Е.Буриловского «Дударай». Он внимательный собеседник, очень яркий и точный по душевной организации человек, но яростный Мистер Икс в «Принцессе цирка» И.Кальмана.  Он заботливый наставник, по-отечески оберегающий молодое поколение театра, пестующий таланты и дающий им право выбирать свой путь, но совершенно спокойный в момент принятия судьбоносного административного решения, когда никто не видит бурю сомнений, тревог и неимоверного напряжения у края истины. Он не позер в обычной, вне сценической жизни, он не играет там, где нет сцены. Его естественность порой вызывает у некоторых желание повлиять, изменить что-то в пользу себя, но он не допускает даже возможности вмешаться в уже выпестованное, коллегиально обсужденное и принятое только им решение. Он прав? Да, потому что если есть хоть тень сомнения в вероятном успехе, он обязательно будет думать и взвешивать все «за» и «против», потому что умение предвидеть конечный результат принятых директором решений – это неимоверный дар немногих руководителей. Наверно, здесь Амантай,  как и его Абай, которого он играл в 1995 году в музыкальном спектакле «Народу отдал я любовь», - рассудителен, стремителен, ответственен и внимателен к дыханию эпохи, в своей  человечности и любви к родному краю. Его собственное «я» не эгоистично в системе деятельности руководителя, но существенно влияет на все происходящее. Иначе не было бы присвоено театру звание «Академический» еще в 2000 году. Иначе не было бы и студии ростовых кукол, которая создана в радость маленьким зрителям и их родителям еще в 2002 году. Иначе не было бы и студии кукол «Буратино», присоединенной в 2003 году и получающей мощный импульс расширения и развития и по сей день. Иначе не было бы и бесплатной балетной студии, где уже третий год успешно формируется  талантливая поросль балерин и танцовщиков. В течение 12 лет  осуществляется и расширяется  в своей реализации  проект Амантая Ибраева по приглашению в репертуарные  спектакли  ведущих  мастеров  мира, значительно расширяя  рамки уже знакомых постановок   с солистами, которых невозможно увидеть и услышать обычному зрителю, не выезжая за пределы области. Ежегодно количество приглашенных и качественный  уровень спектаклей  возрастают, так как изыскиваются возможности  для создания единой культурной среды со столичными и мировыми театрами. Заключенные  меморандумы  о сотрудничестве с театром куклы, актера, маски Арлекин (Омск) и с Белорусским государственным академическим музыкальным театром (Минск) уже реализуется во взаимных гастролях  театров, значительно расширяя и обогащая культурное пространство  России, Беларуси  и  Казахстана. Но иногда кажется, что на все продуктивные решения директора просто не должно бы «хватить», ведь он самый обычный человек и его возможности не безграничны.  Но он интересно рассуждает даже в вопросе собственной подписи на документах и автографах у поклонников – «Границы стерты, хотя состояние разное. Но всегда подпись  - это решение судьбы, это ответственно. Бездумно не расписываюсь ни под чем!»

     Амантай Ибраев идет дальше и ведет за собой коллектив, который ему верит, потому что все выстрадали вместе и все делали вместе. А это дорогого стоит! В рамках Международного театрально-образовательного пространства  весомым и взаимовыгодным становится сотрудничество КАТМК с театрами Казани, берущим начало с форума «Науруз», а также вступление  в Ассоциацию музыкальных театров России, где успешно делегации от театра  участвуют в круглых столах по проблемам театров и их развития, выступают в совместных спектаклях. Наших артистов радушно встречает ТЮРКСОЙ, а Амантай Ибраев уже проводит на базе КАТМК конкурс-фестиваль «ДОСSTAR», на который  съехались 57 молодых вокалистов из Азербайджана, Польши, Кыргызтана, России, Украины и многих городов Казахстана. В 2013 году фестиваль украсили представители 7 театров России, Казахстана, Беларуси, Азербайджана и более 60 участников. А Амантай Ибраев, директор и артист, организатор  «ДОСSTARа» и его идейный вдохновитель,  сказал всем замечательные слова, в которых он весь, все его кредо и все его «я»:  «С опереттой связано и все существование нашего театра, без нее не мыслят своей жизни те, кто хоть единожды почувствует ее шарм и очарование на профессиональной сцене.  Быть артистом оперетты – это необъяснимое  состояние,  перед которым меркнут все другие возможности выступлений на иного рода сценических площадках. Великолепие и особый задор, вечный поиск воплощения  и искрометность мгновений, оптимизм и   неразгаданная тайна – все это живет в оперетте! Все это живет и в артистах оперетты!

Наш конкурс – это преклонение перед ее величием и жизнеутверждающим чувством любви, которым пропитан даже воздух театральных коридоров и залов. Пусть лучшие исполнители будут и дальше приносить славу этому жанру! Пусть внесут свои имена в список уникальных  голосов и вокалистов, способных увлечь, окружить шармом и яркостью впечатлений всех окружающих! И если мир от этого станет еще многоцветнее и лучше, значит, оперетта  достойна того, чтобы ей посвящали конкурсы и прославляли ее на все времена!»   И наш, единственный в Казахстане театр музыкальной комедии достоин такого руководителя, преданного профессии артиста и профессии директора. И поэтому на вопрос о том, какой ему нужен коллектив, он просто и ясно ответил: «Где все в гармонии, где все выстраивается вместе с руководителем!»  Театру в 2013 году исполнилось 40 лет, директору в 2012 году – 50!  Они полны сил и желания идти дальше к тем вершинам, которые покорят вместе. «За» и «против» в собственном «я» вокалиста и директора КАТМК противоречивы в своем состоянии, но всегда умеют между собой договориться, потому что «директор – это художник,  и артист – это художник. Они должны придать своему сюжету такой колорит, чтобы картина была бы признана шедевром и не меньше!» Вот так!

директор

на концерте

к юбилею

принцесса цирка

"Сильва"

Труффальдино

"Баядера"

форум-Казань

служба

супруга Меруерт Хайрулловна

хобби

сыновья Наби и Темир

Загрузка...