Опубликовано: 2082

Гюльчатай открыла личико

Гюльчатай открыла личико Фото - static.diary.ru

Вуаль: спрятаться от смущения или продемонстрировать недоступность?

Сейчас одна из вас обвинит меня в незнании всенародно любимого фильма «Белое солнце пустыни». Дескать, девушка из гарема прятала лицо под паранджой – никак не за вуалью.

Дело в том, что мусульманская паранджа и европейская вуаль, «рождение» которой датируется началом нашей эры – по своему замыслу однотипные детали гардероба, хотя и имеют несколько конкретных различий.

Однако, остановимся подробнее на последней. Мода на вуаль достигла своего апогея в XVIII веке. Тогда глаза и нос «зашторивали» не только француженки и американки – для них это было делом привычным, но даже русские княгини. Сегодня вуаль популярна и в Азии.

Виды

- Вуаль в древнем Риме изготавливалась из прочной органзы. Носящие ее женщины вряд ли различали предметы, даже находящиеся от них на расстоянии вытянутой руки. В IX веке на Западе появились первые плетеные вуали, выполненные из нитей шелкопряда.

Прозрачные и воздушные, они были предметом роскоши у их обладательниц. Преимущественно белые, но и иногда и розовые - выкрашенные соком ягод, кружевные шелковые вуали носили только дамы из высшего общества, - рассказывает модельер-конструктор и историк моды, победительница конкурсов «Серебряная игла» Александра Светлова.

– Позже во Франции началась мода на газовые вуали. Черные, ярко-синие, ярко-красные и белые, сиреневые, голубые – темная и светлая палитры этого элемента гардероба предназначались для определенных случаев. В то же самое время англичанами была изобретена сеточка из синтетических волокон.

Мелкая – изящная, придавала взгляду женщины какую-то загадку и даже скрывала изъяны лица – такие как «горбатый» нос или косые глаза за счет эффекта «падающих квадратиков», которым обладают мелкие сетки.

Крупную украшали дополнительно – цветами, бабочками, разными блестками. Это был своеобразный прием, с помощью которого удавалось оставить в тени непропорциональность лица.

Но это не значит, что сетки носили только уродины. Сетчатые вуали имели свое конкретное назначение, их носили сплошь привилегированные особы, а значит, и красивые женщины. Когда Екатерина II, большая поклонница шелка, предложила своим мастерицам изготовить из этого материала вуаль, те не спали целую ночь, гадая, как будет выглядеть такой аксессуар.

Непрозрачность шелка затрудняет прохождение через него солнечного света, поэтому он априори не годится для вуали. Но императрица настояла. В течение недели придворные бились над изготовлением химического состава, который бы сделал шелк более сквозистым. Вскоре такой состав был выведен.

С тех пор тонкий шелк используется для шитья вуалей. Родственницы «шелкопрядных», эти натуральные вуали, не вызывали аллергических реакций – в чем заключался их главный плюс.

Формы

Следя за историей вуали, можно увидеть, как плавно она перетекает в современность. По сути, все виды тканей, используемые для создания вуалей столетия назад, используются и сегодня.

То же можно сказать и о формах. По-прежнему актуальна не только у себя на родине, но и даже в странах СНГ английская сеточка. Отличие ее от русской - в манере ношения. Край английской – ровный, он касается кончика носа. В этом и ее недостаток. Дамы жалуются на то, что ровная кромка сетки натирает щеки и нос.

Русская сетчатая вуаль надевается под углом, таким образом, острый кончик вуали полностью прикрывает нос или «уходит» на одну из щек – это не только исключает возможность трения о кожу лица, но придает женщине больше кокетства, демонстрирует легкую небрежность.

Пышная плиссированная вуаль хорошо подходит для невест, поскольку дает большой простор для поцелуев «под прикрытием». Для траурных же мероприятий годится французский стиль – вуаль плотно прилегает к лицу, она короткая – закрывает только глаза и преимущественно плотная. Французскую вуаль еще называют повязкой, она выполнена в виде короткой узкой ленты без окантовки. Повязка крепится к шляпке либо прическе заколками.

Вуаль со шляпкой – шик для француженок. Вот только этот способ так и не прижился нигде, кроме Франции. Чем он хорош? Поля шляпки в дополнение к вуали делают женщину еще более таинственной.

- Обидно, что современным женщинам чуждо понятие индивидуальности, - говорит Александра Светлова. – Именно вуаль делает одну женщину непохожей на другую, меняя ее прическу, выражение лица, бросая на нее легкий оттенок торжественности или, наоборот, поэтической печальности.

Носящая вуаль, она – всегда непрочитанная книга, которую мужчины жаждут пролистать от корки до корки. Сегодня вуаль изжила себя и как свадебный аксессуар, и как часть поминальной традиции, несмотря на то, что мировые бренды возводят ее на пик славы. То, что диктуют нам с экранов телевизоров не всегда приживается в обществе.

Наши дамы считают вуаль чем-то старинным, «бабушкиным». Конечно, в контексте с джинсами или капри, которые сегодня предпочитает большая часть женщин, вуаль будет выглядеть по меньшей мере глупо. Ведь она создана для тех, кто предпочитает классический ретро-стиль – брюки-галифе и юбки годе, блузы с жабо, сумки-чемоданчики или сумки-кошельки, кружевные капроновые колготы.

Сегодня такой наряд увидишь на женщине разве только на великосветском приеме. Но и здесь вуаль – нечто необычное. Это может объясняться излишней закомплексованностью представительниц прекрасного пола, живущих на территории постсоветского пространства. В то время как на Западе вуаль прочно закрепилась в своем изначальном статусе.

Особенно она популярна во время больших государственных праздников - ее надевают как дань истории. На таких исконно западных мероприятиях как скачки, родео, футбол женщины опять же прячутся за вуаль, не стесняясь показаться «белыми воронами».

Цель

Начнем с древнего Рима. Там вуаль женщины не надевали добровольно. Показатель ущербности и никчемности, вуаль служила элементом общественного суда над провинившейся перед обществом.

Плотная вуаль надевалась на лицо женщине, совершившей тяжкий грех – изменившей мужу или убившей ребенка. Иногда римлянку закутывали в вуаль с головы до ног. Таким образом, женщина показывала свое смирение, в свою очередь народ мог отличить в толпе порядочную женщину от непорядочной и наказать последнюю плевком или пощечиной.

Нигде в мире вуаль не использовалась в этом качестве. По словам Александры Светловой, биссус (тончайшая вуаль) у египтянок являлась знаком одобрения язычества, и поэтому носилась всеми без исключения женщинами. Плетеные из нитей шелкопряда, вуали носили молодые девушки, как правило, на тайные свидания с избранниками.

Именно эти вуали придавали их обладательницам юношеское озорство. Расшитые золотыми и серебряными нитями, вуали были знаком состоятельности женщин, их независимости от мужчин или являлись намеком на богатое приданое невесты.

Вуали длиной до колен или ниже в зависимости от цвета в XV веке носили вдовы и невесты. Короткие пушистые плиссированные вуали предпочитали девушки-баловни, те, которые отличались чувством юмора, впрочем, такая же тенденция прослеживается и сейчас.

Религиозность женщины-католички подчеркивала всегда короткая и темная вуаль – она как бы служила прикрытием от нечистых сил, носили ее только очень набожные особы или монашки. В христианстве белая вуаль означала чистоту и покорность, черная - траур.

- Несмотря на то, что вуаль визуально портит цвет лица, отрицательно влияет на зрение, в некоторых кругах в редких случаях ее все же используют и поныне, - утверждает модельер. – Чаще всего надевают во время свадеб. Только теперь «брачные» вуали не обязательно белые, они могут быть нежно-голубые или розовые. Однако, они по-прежнему остаются символом невинности.

Сетчатые вуали «перебрались» с лица на голову и теперь применяются как каркас или обрамление опять же свадебных причесок.

В общем-то, что ни говори, сегодня вуаль не отличается ни разнообразием фасонов, ни целями, с которыми она используется.

Культ вуали безвозвратно прошел.

Загрузка...