Опубликовано: 1 4921

Галстуки, платки и причуды моды

Галстуки, платки и причуды моды

Сегодня уже никого не удивляет, что галстук перестал быть предметом исключительно мужского гардероба. Его давно и успешно носят женщины.

А знаете ли вы, что элегантный женский шейный платок не так давно с удовольствием носили мужчины?

Действительно, пути этих аксессуаров разошлись всего полтора века назад. А до этого особой функциональной разницы между ними никто и не видел. В этом смысле галстук можно с полным правом называть самым знаменитым шейным платком.

Впервые предмет, отдаленно напоминающий шейный платок или галстук, ввели в обиход древние египтяне. В то время он представлял собой кусок правильной геометрической формы и набрасывался на плечи. Что интересно, уже тогда "галстук" должен был свидетельствовать о статусе своего владельца.

Похожий предмет гардероба был и у древних китайцев, что подтверждают каменные статуи вельмож и воинов из захоронения императора Шихуань Ди. Кстати, о воинах. В древности шейный платок носили римские легионеры. Это подтверждают мраморные рельефы воинов с платками "фокалес" на шее, вырезанные на колонне Трояна. Позже - хорватские воины. Именно у них, во время парада честь победы над янычарами турецкого султана в 1660г. шейные платки заметил и высоко оценил французский король Людовик XIV.

Собственно, с этого времени и принято вести историю мужского галстука в истории мировой моды. Вот только в течение почти двух столетий галстук по внешнему виду был чистой воды платком - практически таким, какие сегодня носят женщины.

Хорваты, которым шейный во многих языках обязан своим названием (фр. - Cravate; нем. - Krawatte; исп.- Corbata; укр.- Краватка; рум.- Cravat?) носили пестрые шелковые платки - у них это было народной традицией.

Китайцы и римляне, как считается, использовали их в практических целях - надевали на случай холодной погоды или болезни. А вот Людовик XIV сделал подобный платок чисто декоративной деталью гардероба и даже завел при дворе особого "галстучного", который отвечал за шейные украшения короля, а сам платок сделал символом принадлежности к дворянству.

Постепенно мужские платки приобретали все большую популярность и становились разнообразнее. В XVII в. их делали из батиста, муслина и даже кружева, а носили под камзол, обмотав несколько раз вокруг шеи и спустив свободные концы на грудь. Для того чтобы платок не съезжал, поверх него нередко надевали шелковую ленту, завязывая ее большим бантом под подбородком.

Такой бант или узел уже тогда были неотъемлемой частью галстука. Способов его завязывания существовало не меньше ста. Самым простым считался "солитер" (или "бриллиант"), напоминающий современный галстук-бабочку. В XVIII в. французы ввели моду на т.н. "фуляр" - платок, собранный посередине в складки, со свисающими концами, которые обязательно скалывались на груди и скреплялись булавкой.

При этом платок должен был быть 10см. шириной и 1м. длиной, а его концы срезались в форме треугольника. Название фуляра происходит от французской ткани foulard, из которой он изготовлялся. Foulard - это шелковая ткань, гладкоокрашенная или с набивным рисунком, мягкая и легкая, благодаря чему она идеально подходила для изготовления шейных и носовых платков, а также купальников, женских платьев и абажуров. Для платков, как правило, выбирали однотонные фуляры или с набивным рисунком.

Примерно в таком виде галстук-платок и дожил до к.XVIII в., когда и появилось, собственно, название "галстук", применявшееся для обозначения шейного платка с длинными концами. Пик популярности мужских платков пришелся на 1830-е гг. В то время большим разнообразием отличались не только сами галстуки (в зависимости от повода, по которому они надевались), но и галстучные узлы. Извести узлы "а ля Байрон", "Примо темпо", "по-ирландски", "по-восточному", "Аскот", популярный в Великобритании и сегодня, и другие. Искусству завязывания галстуков в то время даже посвящались специальные учебники.

О галстуке в нашем понимании этого слова можно говорить со второй половины XIX в. Именно тогда он приобрел привычную ля нас форму, хотя точка в выборе оптимальной модели классического галстука была поставлена позже. В 1924г. американский предприниматель Джесси Лангсдорф запатентовал свою модель галстука. От существовавших прежде она отличалась особым кроем по косой, который используется для изготовления галстуков и по сей день, и особым рисунком в полоску, косую клетку или "пей-слейз", который стал следствием нового кроя.

Конечно, каждый из видов галстука - будь то галстук-бабочка, спортивный или клубный, имеет свою историю. Однако все эти модели появились лишь в XIXв. и представляют лишь частные случаи развития истории галстука. Поэтому, остановившись здесь, вспомним, а какова была судьба женского шейного платка, и существовал ли он в истории моды или это изобретение недавнего времени.

В первую очередь нужно сказать о том, что платок издавна был атрибутом женского костюма, хотя его предназначение носило несколько иной характер, нежели в мужском. Известно, к примеру, что жительницы Гватемалы носили платок задолго до их завоевания Испанцами и оборачивали его вокруг бедер.

Но самым известным все же был женский головной платок. Его специфическая роль в истории костюма очень во многом связана с православием. По канону православная замужняя женщина не могла выйти без головного убора даже из своей горницы, не говоря об улице. При этом ношение того или иного головное убора, как правило, не отменяло платка. Даже зимой шапка надевались поверх платка, а не вместо него.

С православной точки зрения эта традиция объяснялась тем, что жена создана для мужа, а не на оборот, и платок призван служить символом мужской власти над женщиной. Изготовлялись платки из разнообразных материалов в зависимости от времени года. Так в к.XVIII в., когда между русскими и местным уральским населением установились торговые взаимоотношения, в Оренбургской области появились платки из козьего пуха, столь популярные и сегодня. Заимствованные у киргизских женщин, которые носили их для тепла, в течение короткого времени оренбургские платки приобрели популярность даже среди дворянства.

Такой популярностью они в первую очередь были обязаны своей удивительной легкости. Несмотря на огромный размер (существовали т.н. "шестисотки", "семисотки" и "восьмисотки" - в зависимости от количества петель) платок весил всего 100гр. Кроме того, "оренбургский пуховый платок" - на самом деле название собирательное. Под ним подразумевают не только платки, но и шали, причем, как теплые, зимние, так и легкие - "паутинки". Так и закрепились за ними со временем названия "паутинка" и "шаль".

В н.XIX в. появились Павло-посадские платки, первоначально изготовлявшиеся методом ручной набивки и бывшие чрезвычайно многоцветными. Лишь с 70-х гг. XX в. с появлением машинной вязки платки стали менее многоцветными (возможности машины позволяют включать в рисунок не более 10 цветов). Сегодня многие их них можно увидеть в недавно образованном музее русского платка и шали в Павловском посаде. Кстати, именно шаль можно считать прямой предшественницей женского шейного платка.

В отличие от платка, который женщины стали носить на шее лишь с XX в., шаль была модным европейским аксессуаром уже со времени правления Наполеона I, жена которого, Жозефина, и ввела в моду этот аксессуар. Это случилось после египетских походов французской армии. Получив в дар шикарную шаль в восточном стиле, Наполеон подарил ее жене, и вскоре мода на этот аксессуар распространилась по всей Европе.

На Востоке шаль, конечно же, появилась раньше. В Кашмире ее делали уже в XVв. Эта шаль представляла собой большую квадратную накидку, которая складывалась треугольником и набрасывалась на голову, скрывая под собой всю фигуру женщины. Материалом для индийских шалей служила пашмира - тонкий, но очень теплый материал, которую расшивали золотом и украшали длинной бахромой.

В таком виде она и преподносилась в виде подарков высоким гостям, в том числе, из Европы. Здесь пик популярности шалей пришелся на время правления императрицы Евгении, супруги Наполеона III (1826-1920гг.) За столь длинный промежуток времени шаль не один раз видоизменялась, но не выходила из моды. В Европу шали, как правило, доставляли из Индии, в то время английской колонии, а также из Франции.

Тогда же, в н.XIX в. шаль приобрела популярность и в России, став непременным атрибутом женского костюма. Состоятельные дамы носили ее в любое время года и практически всюду- в театр, на бал, на прогулку и даже дома. Именно в этот период времени в нашей стране существовал танец "па де шаль".

Как и в Европе, в России умению носить шаль придавали большое значение. Внушительные по своим размерам, шали удерживались на плечах с помощью специальных золотых шариков, которые вшивались в ее углы, а иногда вплетались в кисти.

Учитывая, что цвета платьев этого времени не отличались особым разнообразием, шаль придавала всему наряду цветовую эффектность. Особой популярностью именно благодаря художественному вкусу, разнообразию орнаментальных мотивов и красочности цветовых сочетаний пользовались шали, выполненные на мануфактуре Надежды Мерлиной.

Первоначально шаль была необходимым атрибутом "греческого платья", однако и впоследствии она не утеряла своей популярности, хотя ее внешний облик изменился. Если в начале века орнаментом покрывались лишь края шали, то к середине и концу столетия - вся ее поверхность. Особенно русские модницы любили узор "восточные огурцы" и "миндаль".

Менялся и материал. На смену тканому орнаменту, которым славились восточные и первые русские шали, пришел шелк и набивной рисунок. К этому времени шаль приобрела квадратную форму - так ее было удобнее носить на плечах. Соответственно и ассоциироваться такая шаль все чаще стала с платком.

Постепенно грань окончательно стерлась, и к XX в. название "шаль" стало в той же степени относиться к шали в старом ее понимании, сколько и к шелковым, бумажным и шерстяным платкам с набивным цветочным или восточным рисунком. Кстати, цветочный рисунок на платках приобрел такую популярность, что повлиял и на мерные ткани, которые теперь также очень часто украшались "розанами".

Безусловно, рассказывая о платках, нельзя обойти вниманием палантин. В зависимости от размера он может больше напоминать широкий воротник или длинный шарф, однако сохраняет свою характерную особенность- отделку мехом. В Западной Европе такая меховая накидка появилась в 1676г., когда ее впервые надела супруга курфюрста Пфальца, и с тех пор палантин стал одним из любимых дамских аксессуаров, который одновременно служил и для защиты от холода, и являлся элегантным дополнением туалета.

В России палантин появился одновременно с шалью - в н.XIXв., а самыми популярными также были палантины от Надежды Мерлиной.

Сегодня все смешалось. Есть женщины, которые с удовольствием носят мужской галстук, но и мужчины порой могут с легкостью повязать на шею элегантный платок. Как правило, он надевается под рубашку с кожаным или просто легким пиджаком, кардиганом или блейзером, и в результате создается несколько небрежный образ, близкий стилю casual.

Конечно, надеть платок вместо галстука на работу-все же, определенный риск, если вы не кутюрье или представитель художественной богемы. Впрочем, и галстуки бывают разные. Безусловно, классический галстук предполагает традиционные 9-9,5см. и строгий рисунок в полоску, клетку или даже его отсутствие. Но уж при выборе галстука для вечеринок и отдыха вы вполне можете дать волю своей фантазии.

Его могут украсить изображения одуванчиков, стрекоз или листьев на однотонном фоне или в сочетании с абстрактным рисунком. А, может быть, вся поверхность галстука будет переплетена растительно-геометрическим орнаментом. Если вы не боитесь экспериментировать и выглядеть ярко, обратите внимание на необычный галстук с изображением речных улиток или пиона. Выбор за вами.

А как же быть нам, женщинам? Выбор шейных платков и шарфиков сегодня столь велик, что остановить свой выбор на чем-то одном так сложно!

И все это шелк! Легкий, струящийся, способный покорить любую женщину. Шелк холодных и теплых цветов, с повторяющимся рисунком или единичной центральной композицией для обладательниц всех типов лица и цвета волос.

Да, такие шарфики созданы исключительно для представительниц прекрасного пола! А мужчины?

Любуйтесь вашими дамами, восхищайтесь их красотой и тонким вкусом, дарите любовь и внимание. Ведь лучшее украшение женщины - не шарфик, а счастливая улыбка.

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ

Айгуль Ерлихановна 02.09.2011

Здравствуйте! У вас есть на продаже платки паутинки, мне нужно купить 60 шт. на подарок ветеранам, пенсионерам, очень срочно, если есть то напишите пожалуйста, жду ответа