Опубликовано: 1253

Фестиваль экспериментальных спектаклей

Фестиваль экспериментальных спектаклей Фото - Гульсаи Абдибековой

Совсем недавно делегация Карагандинского академического театра музыкальной комедии побывала в Алматы на республиканском практикуме деятелей театра, где рассматривались очень серьезные проблемы современного искусства Казахстана.

Традиции и новаторство в современном театре – это самая актуальная тема для театров всего мира. И вот сейчас в Караганде проходит Региональный фестиваль экспериментальных спектаклей «В ногу со временем», посвященный 80-летию Карагандинского областного казахского драматического театра ордена Дружбы народов имени С.Сейфуллина.

На состоявшейся 25 мая пресс-конференции присутствовали члены жюри фестиваля: председатель – заслуженный деятель Кыргызстана, театральный режиссер Нурлан Абдыкадыров (Кыргызстан, Бишкек); режиссер, кандидат искусствоведения, профессор Дамеш Арынгазиева (Россия, Москва); театральный режиссер, заслуженный деятель РК Болат Отабаев; заслуженный деятель РК, профессор Сания Кабдиева; народный артист РК, профессор, председатель СТД Казахстана Тунгышбай Джаманкулов. Как отметил Т.Джаманкулов, все, что «происходит в современной театральной режиссуре, очень волнует, потому что нужно поддерживать молодых и креативных людей. В республике 54 театра, всем нам не безразлично, какие пьесы ставятся, кто этим занимается и самое главное, какую значимость приобретают новые полотна для развития нашего искусства, нашего театра».

Болат Атабаев акцентировал внимание на том, что «важен процесс соответствия природы спектакля духу эксперимента. В любое время были люди, которые выходили за рамки традиционного процесса, а смена направления давала возможность судить о зрелости по доминирующей тенденции».

Дамеш Арынгазиева затронула те аспекты, которые позволяют «четко разграничить настоящий эксперимент в театре от несколько не глубоких, не совсем верных тенденций в искусстве. Многие вопросы обозначены уже асейчас в современном театральном искусстве – хватит ли форм, как вскроются проблемы, которые действительно волнуют театр сегодня, достаточна ли степень подготовки сегодняшних режиссеров».

На пресс-конференции был обозначен весь круг вопросов, которые затронут и решат в процессе фестивальных просмотров и выявления наиболее удачных театральных постановок. В фестивале принимают участие семь театров Казахстана, пройдут мастер-классы Болата Атамбаева и Дамеш Арынгазиевой. Программа фестиваля очень насыщена и интересна. В конце данного мероприятия, 27 мая, будут определены лучшие в 6 номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая актриса», «Лучший актер», «Лучший художник», «Лучший дебют». Первые спектакли уже показали, что фестиваль обещает быть очень интересным.

Торжественное открытие театрального фестиваля экспериментальных фильмов «В ногу со временем» прошло 25 мая на площади перед театром имени С.Сейфуллина. По ковровой дорожке, проложенной к центральному входу, проходили делегации театров Республики, приехавших в Караганду на три фестивальных дня. Это были представители известнейших в Казахстане и только что поднявших свой занавес театров из Алматы, Астаны, Павлодара, Петропавловска, Кустаная.

От нашего региона в фестивале принимают участие русский драматический театр им. К.Станиславского и казахский драматический театр им.С.Сейфуллина. Делегации театров и жюри встречали на красной дорожке бурными аплодисментами. Открыл фестиваль заместитель Акима Карагандинской области Жанбол Жылбаев, который подчеркнул значимость такого события для региона, где много театров, которые знают и любят в Республике и за ее пределами. Он пожелал представительному жюри и участникам фестиваля плодотворной работы. Всех присутствующих поздравил председатель СТД Казахстана Тунгышбай Джаманкулов, подчеркнувший, что театры республики нуждаются в молодых и талантливых режиссерах, за которыми будущее казахстанского театрального искусства и культуры в целом. Под фанфары в небо Караганды были выпущены разноцветные шары и эмблема театрального форума.

Сразу же после торжественного открытия прошел конкурсный спектакль «Бочку» Иран-Гайыпа старейшего и известнейшего в республике театра имени С.Сейфуллина, постановку которого осуществил Елик Нурсултан. Смешение и столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» - тема не новая, но постоянно вызывающая неподдельный интерес у писателей, режиссеров, да и у простых обывателей. Ведь найти грани соприкосновения, а не только отрицания, грани духовности и познания разных эпох и цивилизаций всегда волновали умы человечества. И сколько разных позиций, принципов и «копий» сталкивались в этой битве умов и моральных ценностей. Так и в спектакле «Бочка» неожиданные открытия и откровения делают для себя не только герои, но и зрители. В режиссуре постановки, практически традиционной, были очень интересные повороты и находки.

Так, Диоген «проживал» в бочке не один, а со своими учениками, и его мир не был замкнут вековыми деревянными оковами, а распахнут для всего мира, если последний нуждался в Диогене. Но бренность и подверженность порокам человечества подчеркнет в финале спектакля трансформация самого мыслителя, что необыкновенным образом дает возможность зрителям осмыслить позицию личных ценностей через призму времени и призрачности каждого дня. Интересно перевоплощение полуобнаженных учеников Диогена из только что сидящих спиной к зрителям ангелов с большими белоснежными крыльями в судей, внимательно смотрящих в зал и как бы задающих не срывающийся с их уст вопрос: «Разве правильно жить в мире, руководствуясь только властью и развлечениями?»

И спектакль дает ответ на этот кульминационный момент - есть совершенно иные приоритеты и назначения в нашем нахождении на Земле! Но до этого был и мучающийся от пыток Диоген (артист Наурызхан Тынханулы), светом прожектора трансформировавшийся на черном полотне в распятого Христа, и неистовствовавшие охранницы новоиспеченного Александра Македонского. Несомненно, «Бочка» в театре С.Сейфуллина – интересная и заставляющая о многом размышлять постановка.

Пожалуй, в самом начале не хватило стремительности действия, настоящего натиска как напора «страстей приземленных, плотских», что еще больше показало бы яростность мира, не имеющего истинных ценностей. Но финал поразил еще большим перевоплощением – Диоген и Македонский поменялись местами, и последний, оказавшись в теле мудреца и прошедший весь путь познания, убивает порожденного им же еще одного новоиспеченного Александра. За многие, именно такие глубинные моральные аспекты, которые должен понять и прочувствовать зритель, спектакль становится в ранг интересных и оригинальных постановок. Это удача режиссера. Есть, однако, недоработки, но они будут не всегда важны в такого рода экспериментах, пока преобладающими будут этические и духовные акценты, правильно расставленные и поданные в незаморализованной форме. Сценография Тамары Аккерт, к сожалению, не поражает настолько, насколько этого бы хотелось, исходя из общей концепции пьесы – простота в данном случае оказалась не самой выигрышной. Но следует отметить эту интересную работу сейфуллинцев.

Фестиваль собрал вместе разные театры, разные спектакли, но это будет уникальная возможность для дискуссий по поводу новаторских подходов в режиссуре, в сценографии, в актерском мастерстве. Но, бесспорно, обсуждение каждого спектакля только подчеркнет самое главное – театр ищет себя, он живет и развивается, а значит и нас, зрителей, ждут впереди новые интересные работы



 

Загрузка...