Опубликовано: 1202

Есть такая профессия - куратор

Есть такая профессия - куратор

Профессия «куратор» существует с незапамятных времён. Однако с формированием мирового арт-рынка она приобрела новый статус.

Куратор стал ключевой фигурой в продвижении современного искусства – без него не обходится ни одна заметная выставка.

Россия тоже вступила в это движение, однако, с опозданием в два десятилетия. Последствия не преминули сказаться. Виктор Мизиано знает об этих сложностях, пожалуй, больше других. Его профессия – куратор, рассказывают «Новости культуры».

Название этой профессии происходит от латинского слова cura – забота. О ком или о чем должен заботиться куратор, Виктор Мизиано знает хорошо, - он пять раз представлял Россию на Венецианской биеннале современного искусства

Виктор Мизиано взялся сформулировать секрет своей работы в нескольких словах: «В любой большой групповой выставке, состоящей из многих художников, или персональной выставке, состоящей из многих произведений, необходима инстанция, которая берет на себя ответственность за выбор художников и произведений, за драматургию пространства и за центральную творческую идею».

На Западе профессия куратора существует с конца 60-х, а к 80-м серия неолиберальных революций и реформ привела к тому, что в Европе появилось большое количество людей с большими деньгами. Они-то и стали активными игроками на мировой арт-сцене.

Эти люди не просто покупали и продавали искусство,они открывали свои музеи, выставочные центры. Но не все из них хорошо разбирались в искусстве, например, Франсуа Пино, коллекцию которого недавно показывали в Москве. У Пино – 4 класса образования. На него работает целая армия искусствоведов и кураторов.

В России процесс вливания частного капитала в арт-рынок был стремительным. И те, кто захотел активно играть на поле искусства, накопив солидный капитал в двухтысячные, оказались, мягко говоря, не готовы к этой игре – не хватило времени, возможно, образования и знания психологии отечественной публики.

«Мы столкнулись с тем, что за выставки стали браться самые разные люди, не всегда профессионально подготовленные, - говорит Виктор Мизиано. – И одновременно все это принималось, потому что публика была тоже не очень подготовлена, публика была просто рада, что хоть что-то происходит».

Конкуренты частных инициатив в сфере искусства – государственные музеи и выставочные залы, они существуют на налоги и должны быть близки народу. Куратору тут тоже не сладко: ведь его результат не качество выставки, а количество пришедших на нее – такая форма отчетности существует в государственных учреждениях.

Если сравнить, сколько выставок в год проводилось в начале 90-х и сколько их сейчас, цифры будут отличаться в разы. Спрос рождает предложение, а скорость, с которой выставки появляются и исчезают, сводит на нет любой смысл и любое художественное высказывание.

В России сегодня функции куратора, к сожалению, все чаще сводятся к функции менеджера – быстро найти художника, сделать выставку, продать. Этим мы и отличаемся от Запада, где современное искусство уже давно перестало быть товаром и развлечением, а стало интеллектуальной индустрией.

Художники не производит ничего на продажу, кроме идей и возможностей нового опыта. Куратору в Европе намного легче жить – ведь там он занимается тем, чем и должен заниматься каждый уважающий себя куратор – ищет и доносит смыслы до тех, кому это интересно. 

Загрузка...