Опубликовано: 1185

Чувство юмора: развиваем в себе, развиваем в детях

Чувство юмора: развиваем в себе, развиваем в детях

«Ищу ж (м) с ч.ю.» – читаем мы в экономных на чувства брачных объявлениях и видим, что ч.ю. ценится людьми обоих полов на уровне пресловутой ж/п., не менее приятной внешности, наличия стройной фигуры и отсутствия в.п.

Всё чаще не только девушки считают самым эротичным органом мужчины его мозг (читай – интеллект и чувство юмора), но и господа оценивают дам не только по размеру груди, длине ресниц и цвету волос.

Чувство юмора – приятный и полезный дар, помогающий человеку преодолевать трудности, находить в жизни дополнительные радости.

Откуда оно берётся? Почему одни фонтанируют весёлыми идеями, каламбурами и забавными цитатами, в то время как иные и не каждый анекдот с третьего раза поймут?

К этой интеллектуальной деятельности, как и к любой другой, у некоторых людей существует особая предрасположенность, своего рода «талант». Им намного легче, чем другим сверстникам «схватывать» смешные нюансы, подмечать курьёзные мелочи и оперировать для создания собственных шуток.

Но, как и многому другому, этому возможно научиться. И чем раньше человек начнет развивать в себе эту способность, тем больших результатов он добьётся в конце концов.

Развиваем чувство юмора: на собственном примере

Чувство юмора присуще детям и наполняет гораздо чаще, чем их усталых, серьёзных и «поживших» родителей. Здоровый ребёнок смеётся в десятки раз чаще, чем взрослый, способен находить интересное и забавное в повседневном. Он по своей натуре уже креативен и весел, что очень важно для развития чувства юмора.

Современные детские психологи сходятся во мнении, что ребёнку для возникновения чувства юмора необходимо и достаточно, чтобы он относился к окружающему миру с доверием, чувствовал любовь родных и близких, испытывал чувство защищённости, и вследствие всего описанного был бы счастлив чистым и незатейливым детским счастьем. А потому имел бы весёлый нрав и желание шутить.

Однако, я лично имею веские основания полагать, что особый сорт чувства юмора, некий «чёрный сарказм» вполне может вырабатываться у некоторых детей и в отрыве от идеальных условий, как реакция защиты на «подколки» со стороны родителей.

Мы подошли к важному аспекту любого воспитания – личному примеру. Для того, чтобы ребёнок быстро и успешно научился говорить, с ним необходимо постоянно общаться, обращаясь к нему, мотивируя на ответ уже с самых первых дней жизни, и даже ранее, со времени его внутриутробного существования.

Шутите со своими детьми, не забывайте про веселье и смех. А если уже успели разучиться – то воспитание ребёнка – замечательный повод наверстать собственные упущения.

Мы все, разумеется, помним, что шутка должна быть прежде всего уместной и понятной «целевой аудитории», которая у нас состоит из малышей, детей и подростков. Для каждого из возрастов характерно своё особое понимание «смешного».

То, над чем будет до икоты хохотать четырёхлетний малыш, вызовет лишь лёгкую улыбку у младшего школьника, и недоумение у отрока постарше. Родителям следует знать о некоторых усреднённых, разумеется, «смешных» темах, присущих разным возрастам, чтобы не пытаться развеселить детсадовца рафинированной историей образца тонкого английского юмора, а студента – стишками типа «гром гремит, земля трясётся, поп на курице несётся» или «козой-дерезой».

Чувство юмора: развиваем в себе, развиваем в детях

Юмор по возрасту

1. Младенец. Возникновение самого «комплекса оживления» можно считать самым ранним проявлением способности к коммуникации. В столь юном возрасте малыш больше «зеркалит» настроение родителей. Если они настроены оптимистично, веселы, часто смеются, шутят друг с другом, улыбаются ребёнку, то он невольно будет перенимать весь позитивный настрой, формируя этим у себя зачатки будущего «весёлого нрава». Чуть позже, когда ребёнку исполнится около года, его развеселят заведомо неправильные применения знакомых предметов.

Чувство юмора: развиваем в себе, развиваем в детях

Например, если папа, находясь в здравом уме, на потеху толпы наденет себе на голову ночной горшок или же коронует себя памперсом. В этом возрасте дети также очень чувствительны к физическим контактам, они находят забавными всевозможные щекотания, игривые покусывания, пощипывания. От души будет смеяться малыш, которому мама делает «тпррррру» губами по голенькому животику. И он же попытается в ответ пошутить, выкручивая любимой мамочке ушки, или, хохоча, дергая её за отросшую чёлку.

2. Дети «ясельного» возраста (до 3 лет) всё так же не чураются физического юмора, но он становится более «продвинутым». Их может развеселить папа, который полагает, что он «спрятался», накрыв голову подушкой, та же «коза-дереза» и «бармалей». Им начинают становиться понятыми и смешными «неправильные» картинки – летающие автомобили и коровы, передвигающиеся на руках вместо ног люди и т.д. В таком возрасте обычно начинают нравиться и веселить стихи Чуковского. Дети пытаются шутить со взрослыми и мило хохочут сами над своими шутками. «мамочка это – нос!», кричит, заливаясь смехом, сын, показывая родительнице на ухо. «Нет, это не Маша, это – бабушка, вот – Маша!» – веселится дочка, называя себя бабулей, а ее собою.

3. Дошкольники, детсадовцы – самый забавный и весёлый народ. Резко развивающееся воображение, интенсивное познание мира, первые опыты с вербальными шутками. Как раз в это время родители только и успевают запоминать и записывать «перлы» своих детей. Одной из «фишек» этого возраста является «туалетная тема» и вообще всякие человеческие физиологические отправления. Не стоит пугаться, это вовсе не говорит о том, что ребёнок испорчен или ненормален. Вряд ли нужно поощрять смех над «козявками» и «какашками», но стоит лояльно отнестись к этому этапу развития вашего ребёнка.

Чувство юмора: развиваем в себе, развиваем в детях

4. Младшие школьники активно упражняются в оттачивании вербального юмора. В этой среде популярны анекдоты, ещё пока «детские» про всякие «гробы на колёсиках» с лёгким остаточным «какашечным» флёром.

5. Чувство юмора подростков максимально приближено к взрослому. В этом возрасте уже вполне можно понять кто из ребят преуспел в этом деле, а кто не совсем. В группах (школьных классах) всегда присутствует несколько весельчаков, способных рассмешить, повеселить и даже высмеять кого угодно. Как правило, такие люди принадлежат к неформальным (или даже теневым) лидерам коллектива. Подростковое чувство юмора часто несёт на себе оттенок жёсткости и даже жестокости. Накладываются сложности переходного возраста.

Так всё-таки, что же можно сделать родителям, чтобы облегчить ребёнку воспитание этого полезного для жизни качества? Во-первых, напомню, личный пример. С самого юного возраста старайтесь шутить с ребёнком, обращать его внимание на забавные, смешные вещи вокруг. Разбирать курьёзные ситуации, «объяснять» анекдоты и весёлые истории, если ребёнок не сразу понял их «соль». Поощряйте желание ребёнка шутить самостоятельно, хвалите его за удавшуюся шутку.

Чувство юмора: развиваем в себе, развиваем в детях

Читайте вместе весёлые детские книжки, наполненные юмором, рассказывайте забавные истории из своего детства, и просто из повседневной жизни.
Очень важное условие – это вовремя поставить необходимые рамки и ограничения. Ребёнок должен уяснить, что существуют вещи, над которыми смеяться запрещено всегда и везде: над физическими недостатками, стариками, немощными и беспомощными, над болью, смертью и т.д. Школьники, да и старшие детсадовцы уже могут понять смысл «кощунства» и уяснить для себя с помощью взрослого, что недопустимо высмеивать и очернять понятия Родины, подвига (например, погибших на войне солдат), Матери…

Кроме этого, существуют ещё и рамки приличия. Например, «туалетный» детсадовский юмор хоть и кажется смешным всей группе, но не желательно им злоупотреблять.

Просто позвольте юмору и смеху во всех своих проявлениях проникнуть в ваш быт на постоянных условиях, и тогда достаточно быстро, ненавязчиво и незаметно, ваш ребёнок научится тонко чувствовать и подмечать всё забавное вокруг себя, и даже отпускать самостоятельно премилые шуточки.

Загрузка...