Опубликовано: 1660

Чарующие напевы Сары-Арки (фото)

Чарующие  напевы  Сары-Арки (фото)

Четвертый день международного фестиваля «Музыкальная Сары-Арка» был посвящен Карагандинскому академическому оркестру  народных инструментов имени Таттимбета, который отмечает свое 25-летие.

В теперь уже далеком от нас 1988 году оркестр состоял из 25 человек. Одни из первых артисток этого коллектива Меруерт Ибраева и Мадина Жакупова вспоминают:

- Тогда мэр Караганды Ш.Уразалинов и секретарь облисполкома К.Султанов уже неоднократно поднимали вопрос об образовании на базе областной филармонии оркестра народных инструментов. Непосредственно набором занимался Нуртас Кусаинов, который приехал в Алма-Ату в консерваторию. Дюйсен Касеинов тогда был ректором нашего знаменитого ВУЗа, вызвал нас и предложил поехать в Караганду.

   Для Меруерт Ибраевой  это ознаменовалось возвращением на свою родину. Молоденькие выпускницы сначала жили в гостинице «Арена», затем в квартире на четверых  артисток коллектива, и потом получили сказочный и по тем временам подарок – отдельные квартиры.

Мадина Жакупова

Меруерт Ибраева

- Мы так гордились таким вниманием, а приехало нас сразу же 17 человек. Дюйсен Жибитаев, первый руководитель оркестра, был всем нам как отец, заботился, оберегал. А на репетициях царила творческая атмосфера, даже можно сказать, что демократическая, хотя по тем временам  - это что-то новое в отношениях. Но мы всегда прислушивались к замечаниям друг друга, к аргументам, а  по сути - все вместе создавали особую атмосферу в коллективе, которую удалось сохранить до сих пор.

    Первое выступление оркестра было назначено на 7 декабря, но в связи с крупным землетрясением в Спитаке перенесено на  два дня позже.  9 декабря 1988 года дебют оркестра состоялся  в концертном зале «Октябрь» (теперь это «Шалкыма») с участием народных артистов СССР Бибигуль Толегеновой, Ермека  Серкебаева и Шамгона Кажгалиева и дирижера Дуйсена Укибая, который был и одним из четырех дирижеров  сегодняшнего юбилейного концерта. Уже через два года оркестру было присвоено имя великого народного композитора Таттимбета.

Сейчас от самого первого состава остались 8 человек: Меруерт Ибраева, Алия Кулгалиева, Мадина Жакупова, Балгабек Смагулов, Салим Изтлеуов, Курманбай Габделов, Сахибиден Кулгалиев, Ержан Куспанов. А тогда, 25 лет назад, перед выходом на сцену в гримерных артистки примеряли красивые черные,  классического плана,  концертные платья и отливающие золотым шитьем казахские народные,  ахали от самых настоящих чешских украшений. Этому посодействовали генеральный директор оркестра Ян Симановский и начальник Управления культуры Серик Ашляев.

   Триумф состоялся тогда, он продолжается все эти годы, потому что профессионализм и мастерство всего коллектива на самом высоком уровне. Не устаешь восхищаться тем, как коллектив проникновенно играет классические вещи и национальные, причем под сводами концертного зала звучали и русская «Калинка», и «Молдавский танец» в обработке Шалаева, и цыганские напевы, и японские ноктюрны. Замечательный подарок нашему городу  - это участие в концерте лауреата международных конкурсов, члена Японско-Российского музыкального общества, Оперной ассоциации «Ники-кай», Японской федерации музыкантов и Общества «Япония - Евразия» Каёко Амано.

Каёко Амано

Она выходец из аристократической семьи: ее тетя преподавала математику детям японского императора, отец – известный юрист, муж – дипломат. Каёко окончила вокальный факультет музыкального института в городе Осака и дипломный курс Московской консерватории, затем стажировалась в Санкт-Петербурге.  Это удивительно красивая женщина,  с доброй улыбкой и лучистым взглядом. Она неплохо говорит по-русски.

- Я учила русский язык в России, когда училась там. Мой первый сольный концерт проходил в Рахманиновском зале Московской консерватории. Мне нравятся русские романсы, я просто в них влюблена.

Действительно, она замечательно исполнила «Гайда тройка, снег пушистый», «Очи черные», потому что у  Амано очень редкий женский голос, наделенный гибкостью и подвижностью – меццо-сопрано. Она зачаровала всех японской «Сакурой», но дело здесь не в пряной экзотике, хотя есть особый, дополнительный эффект в том, когда знакомые произведения  звучат с японским акцентом – это заставляет увидеть привычное в неожиданном ракурсе.

Но есть еще более важное в исполнительской манере Каёко – певица естественно и трогательно передает глубочайший психологизм, заложенный в любом песенном сюжете. Она просто любит жизнь в ее ярчайших красках и великолепии ощущений. Поэтому так непосредственно и красиво прозвучала и песня Абая «Қөзімнің қарасы»  на языке оригинала, хотя Каёко только накануне готовила этот подарок всем зрителям вместе с дирижером Ерланом  Бактыгерем. Ее голосом восхищаются миллионы, ведь она – самая  известная  зарубежная исполнительница русских романсов, потому что благодаря именно ей «Очи черные» знает почти каждый житель Страны Восходящего Солнца.

Теперь и мы понимаем, почему Каёко называют «японкой с русской душой».  Амано вела себя с особой детской непосредственностью, радовалась вкусу наших казахстанских конфет  и баурсаков, удивлялась миниатюрной юрте – сувениру от  артистки Гайни  Болтабаевой, а сами репетиции оценивала лишь одним словом «Супер!».

    Еще один уникальный подарок был на музыкальной «Сары-Арке» - выступление лауреата международных конкурсов Каиржана  Жлдыбаева, тенора из Германии.

Каиржан  Жлдыбаев

Он принимал участие в самом первом нашем фестивале, приезжал и сольными концертами, выступал и в Академическом театре музыкальной комедии в 2007 году, где пел партию Каварадосси в «Тоске» Дж.Пуччини. Уже 15 лет Каиржан живет и работает в Германии, а его жена, наша землячка  Индира Ахметова  - доцент музыкальной академии Дюсельдорфа. Но каждое его посещение Казахстана и Караганды – уникальная возможность  для нас слышать его необычайной красоты голос – бархатный, лучистый, неповторимый. И сейчас Каиржан проникновенно исполнил романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти, арию Су Джок из оперы «Страна улыбок» Ф.Легара, русскую народную песню «Ах ты душечка», казахскую народную – «Аққурай».

   Юбилейный концерт в «Шалкыме» в честь Академического оркестра народных инструментов им.Таттимбета был насыщенным по программе, уникальным по исполнительскому мастерству всех участников. Не перестает поражать главный дирижер и художественный руководитель  оркестра Ерлан Бактыгерей. Это дирижер-аристократ, стиль  которого как профессионала неповторим и остается, пожалуй, самым лучшим и превосходным. Это действительно так, потому что как только Ерлан встает за дирижерский пульт, в зале создается  уникальная атмосфера, а звучание самого коллектива – насыщенным и ярким. Оригинальность маэстро, владеющего самыми разнообразными приемами работы с оркестром,  - это особого рода профессионализм и индивидуальность. 

    25 лет – не возраст для коллектива, но это повод сказать о том, что он состоялся на все 100%, его знают во всем мире, его уровнем не перестают восхищаться с каждым новым концертом.  С юбилеем, наш славный оркестр народных инструментов имени Таттимбета!

Загрузка...