Опубликовано: 694

Британская пресса разошлась в оценках выступления РНО без Плетнева

Британская пресса разошлась в оценках выступления РНО без Плетнева

Первые за 14 лет выступления Российского национального оркестра (РНО) в Великобритании, прошедшие в отсутствие его основателя и дирижера Михаила Плетнева, удостоились весьма противоречивых оценок в британской прессе.

Концерт РНО состоялся 18 августа в лондонском Королевском Альберт-холле в рамках ежегодного фестиваля классической музыки BBC Proms, а еще одно выступление прошло 19 августа в эдинбургском Ашер-холле в рамках Эдинбургского международного фестиваля искусств.

В программе концертов прозвучали произведения Бетховена, Рахманинова, Чайковского, Шостаковича. Плетнев в последний момент отказался от участия в британских гастролях коллектива из-за разбирательств в Таиланде по поводу обвинений в адрес артиста в растлении несовершеннолетнего. Вместо него за дирижерский пульт встал Андрей Борейко, сообщает РИА Новости.

В рецензиях, которые публикуют в пятницу британские газеты, о скандале с Плетневым упоминается вскользь, однако указывается, что выступление оркестра с другим дирижером оказалось профессиональным, но более сдержанным в эмоциональном плане.

"Четкое и точное дирижерство Борейко сделало все возможное, чтобы мы не смогли понять, недостает ли оркестру, созданному Плетневым два десятилетия назад, его основателя", - пишет в своей рецензии музыкальный обозреватель Guardian Эрика Джил.

По ее мнению, управление оркестром было "стильным", несмотря на небольшие дирижерские недочеты и противоречивый выбор произведений для исполнения.

"Было бы хорошо вновь увидеть Борейко в Соединенном Королевстве и услышать его в работе с более содержательным репертуаром", - замечает рецензент Guardian.

Лондонская вечерняя газета Evening Standard напоминает, что Плетнев славится своей "ритмической гибкостью, применяя короткие паузы, чтобы изменить музыкальную фразу самым неожиданным образом", в то время как Борейко предпочитает "вести корабль уверенно и прямо". Тем не менее реакция обозревателя газеты на замену Плетнева на Борейко в целом вполне благосклонная.

"Это была попытка наиболее близко подойти к той магии, которую мог сотворить Плетнев, но вечер сам по себе был захватывающим примером музицирования", - пишет издание.

Наиболее "разгромную" рецензию на лондонский концерт РНО публикует газета Times. Обозреватель издания Ричард Моррисон иронично заметил, что концерт в Королевском Альберт-холле дал понять, почему Андрей Борейко, исколесивший с выступлениями Европу и Америку, "не вызывал там большого восторга".

"Его интерпретация увертюры бетховенского "Кориолана" была бледной и сдержанной, а сюита №3 Чайковского была лишь немногим острее по своему духу", - отмечает критик.

"Спасителем" концерта он называет пианиста Николая Луганского, который смог "вытянуть" многие моменты выступления, подарив зрителям "единственные настоящие волнительные моменты вечера".

"Даже в произведениях Чайковского и Рахманинова чувствовалась холодная техничность, а не эмоциональная самоотдача. Примечательно, что почти каждый иностранный оркестр на Proms удостаивается вызова "на бис", а этот просто ушел со сцены после пары поклонов. Кажется, что они сделали своим лозунгом принцип "ни нотой больше, ни пенсом меньше", - пишет Моррисон.

Times констатирует, что Российский национальный оркестр выхолостил свое звучание и утратил свою "загадочную русскую душу". Отсутствие Плетнева, который, предположительно, готовится со своими адвокатами к очередным слушаниям в Таиланде, не изменило ситуацию.

"Знаменитая русская душа, кажется, стала нежеланной как неугодный дядюшка на семейном празднике. Виртуозность и профессионализм сквозят везде, но от квинтэссенции славянской глубины не осталось и следа", - подчеркивает газета.

В свою очередь, главная шотландская газета Scotsman, рассказывая о концерте в Ашер-холле, также критично отозвалась о выступлении РНО под руководством Борейко, "пройдясь" с замечаниями буквально по каждому сыгранному произведению.

Газета также не исключила, что прошедшее не на высоте выступление может быть связано с нынешними злоключениями художественного руководителя оркестра Михаила Плетнева.

"Заявленная на вчерашний вечер программа выступления Российского национального оркестра потенциально могла стать ярким и глубоким выражением остроумия, силы, мудрости и горести. Но то, во что это вылилось в итоге, было не более чем заурядным представлением, не соответствующим данным обещаниям", - заключает шотландское издание.

Загрузка...