Опубликовано: 1300

Блиц-выставка и концерт пройдет в Музее современного искусства

Блиц-выставка и концерт пройдет в Музее современного искусства

25 ноября, в 14.00 в Музее современного искусства состоится блиц-выставка «Таттимбет Казангапулы» и концерт, организованный музеем и потомком народного композитора, кюйши, директором историко-краеведческого музея Егиндыбулакского района Карагандинской

области Тусупбековым Турысбеком.

Мероприятие пройдет в рамках 20-ти звездных дней «Двадцать вершин Независимости».

На блиц-выставке представлено 3 произведения искусства известных карагандинских художников, членов Союза художников Республики Казахстан: скульптурный портрет «Таттимбет Казангапулы» заслуженного деятеля искусств казССР Юрия Гуммеля (1927г.р.), живописный портрет «Таттимбет Казангапулы» Раимкула Есиркееева (1921-1980) и графический портрет «Тусупбеков Турысбек» Мажита Байтенова (1949).

Таттимбет Казангапулы (1815-1862) – композитор - кюйши, домбрист, один из основателей школы исполнения кюев в жанре «шертпе», классик народной инструментальной музыки. Искусство игры на домбре передалось ему от прадедов. Играть на домбре научился у дяди Али – брата Казангапа, интерес и любовь к музыке привила ему и мать Акбопе. Учился исполнительскому искусству у народных кюйши-домбристов. В дальнейшем стремился создавать собственные кюи. Постоянно совершенствуя свое искусство Таттимбет становится известным кюйши Сарыарки.

Таттимбет – автор свыше 40 разнообразных по тематической направленности кюев: «Қосбасар» (несколько вариантов), «Сары жайлау», «Сарыөзен», «Терісқақпай», «Сылқылдақ», «Былқылдақ», «Бес төре», «Азамат», «Алшағыр», «Азына», «Көкейкесті», «Боз төрғай», «Қорамжан», «Боз айғыр», «Ерке атан», «Ноғай - қазақ», «Кер киік», «Қашқан қалмық», «Қара жорға», «Балбырауын», «Жетім қыз», «Сал қоңыр», «Көш жанған», «Сары қамыс», «Үйір қалды» и другие.

В кюях Таттимбета заметны переживания человека, глубоко знающего жизн, мыслящего, мечтательного. Таттимбет в основном лирический композитор. Вершина творчества Таттимбета – кюй – «Көкей кесті», созданный в последние годы его жизни.

24 марта 1855 года Таттимбет в числе представителей мастеров искусств Сарыарки побывал в Петербурге на праздновании возведения на царский престол Александра 11. Таттимбет завоевал признание общественности Петербурга искусной игрой на домбре, был удостоен серебряной медали. Эта медаль сохранилась у правнука Таттимбета – житея совхоза «Каратау» Егиндыбулакский района Озека Кабишулы.

Кюи Таттимбета широко пропагандировал его брат Жаксымбет, сыновья Истай, Мусатай, а также домбристы Н.Шынтемиров, Г.Айтбаев и другие. В ауле кюи Таттимбета исполняли и распространяли его потомки – домбристы А.Ажибекулы, С.Карабаева, Т.Тусипбеков, Г.Карипбеков.

Искусство Таттимбета передавалось из поколения в поколение и сохранило особенности стиля кюйши, стало настоящей школой игры. В советскую эпоху исполнителями и популяризаторами творческого наследия Таттимбета являлись профессиональные домбристы: А.Хасенов, М.Хамзин, У.Бекенов. Многие кюи Таттимбета были использованы в камерно-инструментаьных, симфонических, оперных произведениях казахских композиторов: кюи «Былқылдақ», «Қосбасар» - в опере Е.Г.Брусиловского «Қыз Жибек», кюй «Сары жайлау» - в фильме «Жамбыл» и другие.

На основе кюя «Сылқылдақ» М.Сагатов написал пьесу для трубы в сопровождении эстрадного оркестра. На родине имя кюйши присвоено Егиндыбулакскому оркестру народных инструментов, музыкальному училищу в г.Караганды, а также народному ансамблю Актогайского района. В 1984 году в селе Егиндыбулак установлен памятный знак Таттимбета (скульптор Ж.Молдабеков, архитектор А.П.Малков).

В 1971 году в Алматинской консерватории (Казахская национальная консерватория) открыт класс кюя «шертпе», ведется систематизированное обучение на основе традиций исполнения этого вида кюя в разных регионах Казахстана, главным образом с опорой на традиции исполнительской школы Таттимбета и исполнительских традиций, собранных в других регионах Казахстана. 

Загрузка...