Опубликовано: 1065

Амантай Ибраев: Ревизии все-таки провожу

Амантай Ибраев: Ревизии все-таки провожу

До 12 сентября в Алматы продлятся гастроли Карагандинского академического театра музыкальной комедии. Спектакли карагандинцев искушенные алматинские театралы всегда принимают на ура.

Это по-прежнему единственный театральный коллектив Казахстана, который приезжает на гастроли в южную столицу каждый год. Список ведущих солистов КАТМК возглавляет заслуженный артист Казахстана Амантай Ибраев.

Не так уж много зрителей знает о том, что этот талантливый певец вот уже 12 лет является и генеральным директором театра.

– Судя по содержанию представленного накануне гала-концерта, ваша труппа существенно пополнилась молодыми кадрами.

– Да, у нас уже давно существует традиция подготовки артистов для своего же театра. Два отделения на базе Карагандинского музыкального колледжа имени Таттимбета предоставляют такую возможность. Основам вокала, актерского мастерства, сценического движения, хореографии, грима и так далее молодежь учится у признанных артистов, среди которых – Елена Филинкова, Елена Ломоносова, Александр Бойко, Галина Кожушкина, ваш покорный слуга... Поэтому сегодня мы не испытываем недостатка в молодых актерах. Подобная практика позволяет ставить спектакли двумя, а то и тремя составами. В театре снова зародилась та особая атмосфера, которая некоторое время назад куда-то исчезала, и снова возникала творческая конкуренция. Артисты, чувствуя отдачу публики, выезжая на гастроли, хотят работать как можно больше и лучше. Естественно, повышается и уровень дисциплины.

В колледж мы набираем ребят на базе 9-11-х классов. Некоторым из них нет еще и 16 лет. Забавно бывает наблюдать за первыми экзаменами первокурсников, когда они с такой серьезностью и старательностью играют отдельные эпизоды, изображают птиц, зверей, памятники. Мы, члены комиссии, усиленно пытаемся сдержать улыбку, и, надо признаться, это дается нам нелегко. Сложнее всего обучать классическому вокалу. Для ребят, которые по телевизору и радио слышат только «два притопа – три прихлопа», сразу осмыслить такое явление, как профессиональный вокал, довольно трудно. Но ничего. Многие из утят превращаются в лебедей. Наши выпускники работают не только в Казахстане, но и в России и других стран СНГ. Не так давно с нами начал сотрудничать молодой дирижер Рахимжан Баспаев. Его отец Джамбул Баспаев – основоположник казахской виолончельной школы. Надеемся, что с его приходом мы сможем обогатить жанровую направленность театра. 

– Не могу удержаться от комплиментов в адрес создателей костюмов.

– Мне приятно, что художественно-бутафорский цех в нашем театре – один из сильнейших в стране. Особенно мастера изощряются для детей. К детским спектаклям вообще весь театр готовится даже с большей ответственностью, чем к взрослым. Если ребенок скажет: «Мама, фу, не хочу больше ходить!», мы потеряем не только ребенка, но и родителя. 

– Амантай Темирбаевич, что из себя представляет ваша директорско-артистическая жизнь?

– С годами мне стало сложнее. Административной ответственности не только не убывает, а прибавляется. Все это уводит меня в сторону от творчества. Но я все равно стараюсь уделять ему как можно больше внимания – настолько, насколько время позволяет. Самым сложным было для меня наладить контакт с коллективом. Я считаю, что это важный аспект работы любого руководителя. Делают ошибку те, кто держит людей на расстоянии. Потом они и хотели бы войти в доверие, да поздно. А я постарался сразу сделать это.

– У вас есть коллеги-директора, которые выходят на сцену?

– Только один, и тот в России. Это Михаил Губский, директор, художественный руководитель и ведущий солист Куйбышевского театра оперы и балета. Он поет и в Большом театре, и на многих других сценах. Волосы дыбом, глаза бешеные, но везде носится и все успевает. Для таких людей принципиально важно иметь команду единомышленников, на которых в случае чего можно положиться. Вот я первые годы сам бегал как угорелый. А потом оброс кадрами и смог постепенно переключиться на более глобальные, если можно так сказать, вопросы. Тем не менее тоже нет-нет, да и провожу ревизию, исследую все, вплоть до чистоты полов и наличия дверных ручек в туалетной комнате. 

Сейчас я активно занялся внедрением новых систем менеджмента. Хотелось бы организовать имиджевые гастроли. Выехать в Россию, Украину, Прибалтику. Посмотрим, что получится. Активно разрабатывается система электронной реализации билетов. Думаю, что наше общество уже вполне готово к такому нововведению. Мечтаю осуществить постановку мюзикла, что называется, на казахстанской основе. Мы пытаемся приблизиться к этому жанру. Уже поставили музыкальные спектакли «Инкогнито из Петербурга», «В джазе только девушки», «Целуй меня, Кэт!», и они нравятся публике. Но, честно говоря, не стоит прислушиваться к словам тех руководителей театров, которые говорят: «Мы поставили мюзикл!». Я со всей ответственностью заявляю, что мюзикл – очень сложный, специфический жанр, каноны которого успели определить до нас. Это роскошная, просто бешеная хорео¬графия, безупречный вокал, яркая музыка, профессиональные звук и свет. Мы могли бы попробовать поставить настоящий мюзикл, но материала нет. Я вел переговоры со многими казах¬станскими композиторами, но тщетно. В мюзикле необязательны африкан¬ские страсти, там должна быть красота. После премьеры в народ должна уйти пара-тройка хитов. Надеюсь, что рано или поздно такой музыкальный материал появится. 

– Я знаю, что в юности вы увлекались карикатурой...

– Да, еще в музыкальном училище. В свое время этот вид искусства чуть не увел меня в сторону от музыки. Иногда встречаюсь со своими однокурсниками и педагогами, некоторые из них показывают мне изрисованные тетради. Я всякий раз удивляюсь, когда вижу их. Ведь я рисовал просто так, не думая, что это останется в истории. Особенно часто я развлекался на лекциях. Например, на истории КПСС я рисовал только своих однокурсников. А в оперном классе уставал от бесконечных репетиций и рисовал уже всех подряд! Знаете, возможно, приду к этому в будущем. Периодически сильно тянет взяться за кисть, но времени не хватает. И потом, для этого нужно особое состояние души. Если мне скажут: «Амантай, нарисуй!» – все, ничего не получится. Бывает, на торжествах невольно вхожу в роль тамады, и многим это нравится. Но если мне позвонит утром мой приятель и скажет: «Сегодня ты ведешь наше мероприятие!» – боюсь, я его разочарую. 

– Скажите, как такие хрупкие создания, как вокалисты, чувствуют себя в Караганде?

– Климатические условия Караганды – это действительно камень преткновения. Я разговариваю со многими выпускниками алматинских музыкальных учебных заведений, приглашаю работать, но они отказываются именно потому, что боятся зимы. Но лично для меня такая зима, которая царствует в Караганде, Астане, вообще на севере, просто необходима. Я понимаю, почему Пушкин написал: «Мороз и солнце – день чудесный!». Вот представьте: ослепительно светит солнце, снег переливается, а воздух прозрачен от мороза… Настолько чистое состояние природы, что я дышу всей грудью и чувствую себя счастливым. Это нужно пережить, понять и прочувствовать. А собственно для вокалиста я здесь проблемы не вижу. Заболеть можно и летом. 

– Вы рады, что живете в Караганде?

– Да. Я здесь состоялся как личность. Когда я заканчивал консерваторию, считался перспективным в плане оперного вокала. Казалось бы, вот, вот, вот… Но в те годы сложно было определиться, и я уехал. И все равно пришел к тому, к чему должен был. Я достаточно активно пою в оперных театрах Астаны и Алматы. Второй год подряд меня приглашают возглавить экзаменационную комиссию в консерватории. Я никак не оторван от общего музыкального процесса! 

Амантай Ибраев– лирико-драматический баритон, лауреат международных конкурсов, заслуженный деятель РК, обладатель почетного знака «Мадениет кайраткери». В 1991 году окончил Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы. Продолжая обучение в аспирантуре при консерватории, прошел стажировку в Италии. Работает в КАТМК с 1994 года: сначала в качестве артиста-вокалиста, затем ведущего мастера сцены, с 1998 года – в должности директора. Сыграл более 20 самых разнообразных ролей. Является приглашенным солистом Национального театра оперы и балета имени Байсеитовой в Астане и Государственного академического театра оперы и балета имени Абая в Алматы.

Загрузка...