Опубликовано: 1768

1000 и одна песня

1000 и одна песня

В Астане состоялась презентация масштабной антологии "1000 традиционных песен казахского народа". Появление в Казахстане этого поистине уникального проекта стало знаковым событием в культурной жизни страны.

Появлению уникальной антологии предшествовала огромная кропотливая работа. В разные уголки Казахстана были отправлены экспедиции. Специалистам от искусства предстояло сначала по крупицам собрать песни, а затем обработать, систематизировать, реставрировать культурное достояние народа. Завершающим аккордом стал выпуск СD с произведениями казахской традиционной музыки в аутентичном исполнении.

В сборнике представлены обрядово-бытовые жанры, колыбельные – бесік жыры, песни-прощания невесты и другие, свадебные – сыңсу, аужар, жар-жар, беташар, песни, исполняемые на торжествах и тоях, – тойбастар, песни, исполняемые во время мусульманского поста ораза, – жарапазан, песни-заклинания в обряде изгнания болезни из тела животного или человека – бәдік, күләпсан, песнопения шаманов-баксы – сарын, песни-письма – хат-өлең, похоронно-поминальные песни – дауыс, жоқтау. Вследствие перехода от кочевого образа жизни к оседлому некоторые обрядовые жанры фольклора, естественно, потеряли свое значение, и такие песни, как, например, бәдік, күләпсан, хат-өлең, перестали исполняться вовсе. Следует отметить, что инструментальное сопровождение казахских песен обычно исполняется с домбровым аккомпанементом. Были песни, которые исполнялись и с кобызом, сырнаем (гармонь), жетигеном (тип гуслей), трехструнной домброй. Традиция пения с трехструнной домброй бытовала в восточном регионе, поэтому в сборник вошли народные лирические песни этого края "Жорғатай", "Керім-ау, айдай", "Ақ ерке", "Іркужан".

Пение с кобызом было раньше широко распространено, но, к сожалению, эта традиция оборвалась, поэтому удалось восстановить лишь единичные образцы, которые и представлены в сборнике: Умбетбаев исполняет с кобызом песню "Ай, сәулем", а Адикей – "Ағажай, Алтай", "Бозторғай".
Традицию пения с сырнаем, которая сложилась в начале XX века в творчестве Тайжана, Шашубая, Нартая, Майры и других композиторов, продолжают сегодня Рустемов, Бекпеисов, Толенбаева, Килыбаева.

В 30-е годы XX столетия в казахскую музыкальную культуру начала проникать новая форма исполнения казахских песен – в сопровождении фортепиано. Поскольку эта форма утвердилась в культуре наряду с традиционной, в антологию вошли сохранившиеся оригинальные записи таких выдающихся певцов середины ХХ века, как Байсеитова, Байсекова, Омарова, Койшибаева, Умурзаков.

Автор: Эльмира Жанарбегенова
Источник: "Экспресс-К"

Загрузка...